Posted 17 марта 2004,, 12:51

Published 17 марта 2004,, 12:51

Modified 16 августа 2022,, 21:41

Updated 16 августа 2022,, 21:41

Глава Минэкономики Казахстана прокомментировал "нефтяные поправки" в Налоговый кодекс

17 марта 2004, 12:51
С 2004 г. налогообложение недропользователей в Казахстане осуществляется по двум моделям, основанным на лицензионной основе или на соглашении о разделе продукции. Эти нормы принятых недавно "нефтяных" поправок в Налоговый кодекс, как сообщает агентство Казинформ, прокомментировал в Астане министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Кайрат Келимбетов, выступая 17 марта на заседании "круглого стола" по вопросам налогообложения недропользователей в Казахстане с участием членов Правительства, представителей Парламента, отечественных и за

С 2004 г. налогообложение недропользователей в Казахстане осуществляется по двум моделям, основанным на лицензионной основе или на соглашении о разделе продукции. Эти нормы принятых недавно "нефтяных" поправок в Налоговый кодекс, как сообщает агентство Казинформ, прокомментировал в Астане министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Кайрат Келимбетов, выступая 17 марта на заседании "круглого стола" по вопросам налогообложения недропользователей в Казахстане с участием членов Правительства, представителей Парламента, отечественных и зарубежных компаний-недропользователей.

Как пояснил глава Минэкономики, первая модель (на лицензионной основе), в отличие от ныне действующей в Налоговом кодексе, не предполагает стабильности Контрактов, а основывается на действующем законодательстве, при этом не предполагает налоговой экспертизы Контрактов. Следует особо отметить, что законом определено, что условия налогообложения, установленные в Контрактах на недропользование между Правительством или компетентным органом и недропользователями, прошедших обязательную налоговую экспертизу, сохраняются и действуют в течение всего срока Контрактов. На лицензионной основе производится уплата следующих видов специальных налогов: рентного налога на экспортируемую сырую нефть; роялти; налог на сверхприбыль; подписного бонуса; бонуса коммерческого обнаружения; а также всех налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом РК.

Базой исчисления рентного налога, как проинформировал министр Келимбетов, является стоимость экспортируемой сырой нефти исходя из фактически реализуемого на экспорт объема сырой нефти и рыночной цены за вычетом расходов по транспортировке и качественных характеристик сырой нефти. Таким образом, в отличие от российского опыта по уплате налога на добычу полезных ископаемых, при уплате рентного налога в Казахстане государством учтена транспортная составляющая и качество добываемой нефти. Причем рыночная цена складывается как средневзвешенная цена, превалирующих в отчетном периоде (ежедневно) цен продаж на рынке в отношении набора наиболее сходных сортов сырой нефти, реализуемой в международной торговле. Перечень сходных сортов сырой нефти определяется Правительством.

По словам министра, многие сейчас сравнивают рентный налог в Казахстане с экспортной пошлиной в России. Как он заметил в этой связи, "некоторое сходство имеется, а именно, взимание при экспорте, однако, есть и существенные различия". По словам Келимбетова, в России пошлина не взимается ниже 15$ за баррель, в Казахстане не ниже чем с 19$, кроме того, "у нас гибкие ставки, которые ежедневно рассчитываются, в России же устанавливаются Правительством". "Как я уже говорил, ставки рентного налога установлены по скользящей шкале, начиная с 1% при 19 долларов США за баррель (рыночной цены) и 33% при 40 долларах США и выше", - подчеркнул глава Минэкономики.

Поскольку для первой модели исключается понятие стабильности, то в законе установлены размеры ставок роялти по нефти (ранее - по действующему налоговому законодательству ставки роялти устанавливались в Контракте путем переговоров исходя из экономики проекта). Ставки роялти по нефти, как отметил К.Келимбетов, установлены также по скользящей шкале "в зависимости от объема накопленной добычи нефти за каждый календарный год деятельности от 2 до 6%". Глава ведомства также пояснил, что с целью изъятия сверхдоходов недропользователей законом усовершенствован механизм исчисления налога на сверхприбыль, что "значительно упрощает порядок исчисления данного налога и обязательство по нему возникает сразу же после возникновения сверхдоходов".

Вторая модель - Соглашение о разделе продукции (СРП) - предполагает, как отметил министр экономики и бюджетного планирования, стабильность условия налогообложения, и изменения в Контракт о разделе продукции могут вноситься только по соглашению сторон. При этом, понятие "налоговой экспертизы", которое включает в себя анализ и оценку проекта, носит "обязательный характер для Соглашения о разделе продукции".

Во второй модели доля Республики Казахстан по разделу продукции определяется как "суммарная стоимость прибыльной продукции, подлежащая разделу между РК и недропользователями за вычетом доли недропользователя в прибыльной продукции для возмещения затрат на выполнение работ по Контракту". Установлены пороговые значения раздела продукции между государством и подрядной организацией - три, так называемых, "триггера" (дословно - "спусковых механизмов" - Казинформ), которые определяют долю РК в прибыльной нефти по наибольшему из процентных значений. Глава ведомства перечислил эти "триггеры": 1) R-фактор (показатель доходности) - отношение накопленных доходов недропользователя к накопленным расходам по проекту; 2) внутренняя норма рентабельности (ВНР) подрядчика - ставка дисконтирования, при которой реальный чистый дисконтированный доход достигает своего нулевого значения; 3) Р-фактор (ценовой коэффициент) - отношение дохода недропользователя к объему добычи за отчетный период.

При этом, как уточнил министр, законодательными поправками определенно, что сумма представляющая собой долю Республики Казахстан по разделу продукции, налоги и другие обязательные платежи в бюджет, уплачиваемые недропользователем, в общем объеме добытой продукции не должна быть менее 20 процентов в каком-либо налоговом периоде с момента начала добычи до момента возврата вложенных инвестиций и не менее 60 процентов в последующем периоде от общего количества произведенной продукции. Если в каком-либо налоговом периоде данная сумма меньше значений, указанных выше, соответствующая разница уплачивается недропльзователем в бюджет на счет доли Республики Казахстан по разделу продукции.

Министр попутно отметил, что проведению изменений в Налоговый Кодекс предшествовала аналитическая работа по изучению международного опыта налогообложения нефтяных операций. Из 116 государств, по которым проводился анализ нефтяного законодательства, в 52 странах применяются СРП, в 62 - концессии/лицензии. В развивающихся странах СРП применяется также часто, как концессии. В Европе и Америке доминируют лицензионные системы пользования недрами. В 24 основных нефтедобывающих государствах (с уровнем добычи 30 млн. тонн в год и более) СРП применяется в 14 странах, лицензии в 10, из которых в двух странах законодательно закреплено одновременное применение двух систем недропользования: в Венесуэле - лицензии и риск сервисных контрактов, в России - лицензионной системы и СРП. Большие политически стабильные экономики (США, Великобритания, Австралия) не имеют контрактов СРП, т.е. все охватывается законодательством и ничто не подлежит переговорам.

В случае концессии/лицензии принимающая сторона максимизирует свои доходы в денежной форме, то есть в виде налогов, взимаемых в национальной валюте. В случае СРП - может взимать их в товарной форме (в виде нефти), минимизируя тем самым валютный риск. Это очень важное обстоятельство, если валюта принимающей страны не является свободно конвертируемой. Поэтому СРП более популярны в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, а концессии и лицензии (соглашения налог плюс роялти") - в устоявшихся экономиках со сформированными экономико-правовыми системами.

Следующим важным моментом внесенных законом изменений в Налоговый кодекс, по мнению главного экономиста страны, является совершенствование системы вычетов сумм вознаграждений, выплачиваемых налогоплательщиками по кредитам, депозитам, долговым ценным бумагам. Поправками по этому случаю исключена норма, устанавливающая ограничение сумм вознаграждений по кредитам (займам), депозитам и долговым ценным бумагам, относимых на вычеты при определении налогооблагаемого дохода 2-кратной ставкой рефинансирования, установленной Национальным Банком РК и 2-кратной ставкой Лондонского межбанковского рынка. Также глава ведомства прокомментировал и другие аспекты законодательных изменений, внесенных "нефтяными поправками".

В завершение комментария министр Келимбетов акцентировал внимание участников "круглого стола" на том, что с целью стимулирования вложения инвестиций в разработку новых информтехнологий, производство программного обеспечения, а также инвестирование в развитие Морпорта Актау, законом введен особый налоговый режим для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ "Парк информационных технологий" и "Морпорт Актау". Подчеркнув при этом, что основная цель введения новых условий налогообложения недропользователей - максимальное получение доходов бюджета от нефтяных операций, введение гибкого и понятного механизма обложения налогами с достижением максимального баланса интересов сторон при сохранении экономических мотиваций недропользователей.

"