Posted 16 декабря 2009,, 08:30

Published 16 декабря 2009,, 08:30

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Законодатели направили Правительству РФ и ФС РФ рекомендации по обеспечению эффективного развития газовой отрасли

16 декабря 2009, 08:30
Вчера Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды и Комиссия СФ по естественным монополиям направили Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ пакет Рекомендаций по обеспечению эффективного развития газовой отрасли и мер по стимулированию внутреннего спроса на продукцию отечественной промышленности.

Вчера Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды и Комиссия СФ по естественным монополиям направили Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ пакет Рекомендаций по обеспечению эффективного развития газовой отрасли и мер по стимулированию внутреннего спроса на продукцию отечественной промышленности. Документ был подготовлен по итогам прошедшего 27 ноября в Совете Федерации круглого стола на тему: "О влиянии инвестиций в топливно-энергетический комплекс на текущее состояние и долгосрочное развитие российской экономики (на примере газовой отрасли)". Об этом сообщили в комитете Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Рекомендации были утверждены в ходе вчерашнего заседания Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды. В частности, законодатели рекомендуют Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ:

1. При утверждении инвестиционных программ ОАО "Газпром" принимать во внимание необходимость их соответствия индикаторам и прогнозным показателям, обозначенным в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г. (принята осенью 2008 г.) и проекте Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 г. (не утвержден), основным положениям действующей Энергостратегии (до 2020 года) и проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 г. (не утвержден), в части ввода в эксплуатацию новых месторождений, строительства новых газопроводных систем для обеспечения внутренних и экспортных потребностей российской экономики в природном газе, газификации российских регионов.

2. Внести в существующую нормативно-правовую базу, регулирующую развитие нефтегазового комплекса России, обязательство в рамках инвестиционных проектов газовой отрасли размещать не менее 75% от объема промышленного заказа в стоимостном выражении на предприятиях отечественной промышленности в следующих случаях: для любых инвестиционных проектов акционерных обществ, работающих в газовой отрасли России, в которых государство в лице Правительства РФ имеет контрольный пакет акций; для инвестиционных проектов, в которых государство в лице Правительства РФ участвует на правах софинансирования с долей не менее 25%.

3. Разработать механизм и перечень банков-участников государственного субсидирования банковских процентных ставок при кредитовании газодобывающих, газотранспортных и газохимических компаний, работающих на территории России, со стороны госбанков на закупки российского оборудования в целях технического перевооружения и создания новых инфраструктурных объектов газовой отрасли.

4. Разработать перечень товаров высокого передела природного и нефтяного попутного газов (полимерные, резиновые изделия, минеральные удобрения, красители, взрывчатые вещества, пластические массы, продукты основного и тонкого органического синтеза и др.), для поддержания производства которых, а также в целях стимулирования инновационных преобразований в нефтегазовом комплексе России необходимо использование механизма прямого государственного заказа на период 2010 и 2011 гг.

5. Установить нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых добывающих проектов в газовой отрасли в первые годы эксплуатации месторождений на период окупаемости инвестиций.

6. Обеспечить заказ компаний газовой отрасли на продукцию отечественной промышленности (прежде всего, металлургии и машиностроения) посредством: предоставления долгосрочных беспроцентных ссуд со стороны государственных банков на адресные закупки российского оборудования; прямого бюджетного софинансирования адресных закупок оборудования; использования инфраструктурных облигаций, с помощью которых будет финансироваться развитие транспортной инфраструктуры под гарантии государства.

7. Выполнить анализ совокупного влияния инвестиционных программ нефтяных и газовых компаний на состояние и развитие смежных отраслей промышленности, разработать и законодательно закрепить комплекс экономических мер по максимальному размещению заказов на производство оборудования, материалов и услуг на внутреннем рынке.

8. Увязывать вопрос о государственной поддержке предприятиям нефтегазового комплекса с их встречными обязательствами по отношению к российским подрядчикам и поставщикам.

В ходе разработки рекомендаций законодатели исходили из того, что газовая отрасль имеет огромное значение для российской экономики. Благодаря мультипликативному эффекту газовая промышленность способна создать значительный прибавочный продукт во многих отраслях экономики, а также играть важную стабилизирующую роль в поддержании жизненного уровня населения.

Вследствие мирового экономического кризиса Газпром по итогам 2009 г. вынужденно сократил свою годовую программу капитальных вложений на 30%. Вместе с тем, как отмечают законодатели, для поддержания производства в российской газовой отрасли на существующем уровне в 580 млрд. куб. м в 2009 г. и обеспечения его роста с восстановлением уровня добычи на уровне 650 млрд. куб. м в 2012 г., инвестиции в газовую отрасль должны идти опережающими темпами.

По оценкам Газпрома и Минэкономики РФ, до 2030 г. в газовую отрасль должно быть вложено от 14 до 16,6 трлн. руб. без учета затрат на газификацию, что составляет около четверти среднегодового ВВП России. В этот период необходимо ввести более 5000 скважин, более 120 компрессорных станций и более 420 дожимных компрессорных станций, порядка 60 установок комплексной подготовки газа. Кроме того, только в период с 2010 до 2012 г. потребность Газпрома в трубах большого диаметра составит 3,7 млн тонн. При таких инвестициях объемы заказов для российской промышленности могут составлять 1,7 трлн. руб., налоговые отчисления в бюджеты – 1,8 трлн. руб.

Инвестиционная программа ОАО "Газпром" на 2010 г., утвержденная Советом директоров компании, предусматривает объем инвестиций в размере 802 млрд руб., что на 5,4% выше, чем в 2009 г., и фактически соответствует инвестициям Газпрома 2008 г. При этом капитальные вложения в 2010 г. должны вырасти на 37,2% по сравнению с фактическим уровнем 2009 г. (с 483,5 до 663,5 млрд руб.). Увеличение финансирования в рамках инвестпрограммы на следующий год станет важным вкладом в реализацию планов по капитальному ремонту всего отраслевого организма.

По словам председателя комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктора Орлова, инвестпрограммы Газпрома сами по себе играют роль стабилизаторов для многих смежных отраслей промышленности, особенно энергетического и транспортного машиностроения, а также металлургии, электротехнической и строительной отраслей.

По мнению разработчиков документа, для обеспечения эффективного развития газовой отрасли и российской экономики в целом, необходимо использовать как ресурсы частного капитала, так и большой арсенал механизмов государственной поддержки и государственного стимулирования. В рамках этого государство должно создать такой экономический механизм, который помогал бы увязать выполнение компаниями топливно-энергетического комплекса своих инвестпрограмм с максимально возможным размещением их заказов на внутреннем рынке среди отечественных предприятий. При этом ключевым вопросом текущей повестки дня становится создание условий для сохранения и увеличения капитальных вложений ОАО "Газпром" как локомотива российской газовой отрасли.

"