Posted 16 декабря 2003,, 13:22

Published 16 декабря 2003,, 13:22

Modified 16 августа 2022,, 21:42

Updated 16 августа 2022,, 21:42

СРП для Приразломного

16 декабря 2003, 13:22
почти готово 28 ноября 2003 года истек срок работы над соглашением о разделе продукции по проекту разработки Приразломного месторождения, инвестором которого выступает ЗАО «Севморнефтегаз» (предприятие, созданное «Росшельфом» и «Пурнефтегазом» — дочерними компаниями «Газпрома» и «Роснефти»). И хотя СРП вовремя не подписали, процесс работы над ним практически завершен.
Сюжет
Газпром

почти готово

28 ноября 2003 года истек срок работы над соглашением о разделе продукции по проекту разработки Приразломного месторождения, инвестором которого выступает ЗАО «Севморнефтегаз» (предприятие, созданное «Росшельфом» и «Пурнефтегазом» — дочерними компаниями «Газпрома» и «Роснефти»). И хотя СРП вовремя не подписали, процесс работы над ним практически завершен. По текущим прогнозам, соглашение вступит в силу в первом квартале 2004 года. Текст уже готов и находится на рассмотрении комиссии правительства России, возглавляемой зампредом председателя правительства РФ Виктором Христенко, которая призвана разрешить оставшиеся в нем разногласия.

Своей позитивной динамикой проект во многом обязан «Роснефти», которая вошла в него два года назад (см. «Роснефть» меняет концепцию» в «НиК» №11, 2002 г.). Госкомпания к тому же нашла способ объединить Приразломный проект с другими добычными проектами своих дочерних предприятий в части обеспечения транспортировки нефти.

После принятия весной 2003 года федерального закона «О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ....» №65-ФЗ, в России осталось 4 месторождения, процедура заключения СРП по которым существенно не изменилась. Это месторождения северного шельфа — Приразломное и Штокмановское, и шельфа Каспия — Центральная структура и Ялама. Таким образом, работа над СРП по Приразломному, начатая «Севморнефтегазом» в январе 2002 года, продолжилась в том же порядке. Компании не пришлось отказываться от лицензии, проводить аукцион на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции и т.д. Кроме того, тот факт, что Приразломное находится на шельфе, переводит переговоры на федеральный уровень — что существенно упростило дело. Тем не менее, несмотря на все эти «счастливые стечения обстоятельств», процесс работы над текстом соглашения изобиловал проблемами, часть которых не разрешена до сих пор.

Вопросы и ответы

Едва начавшись, работа над соглашением была прервана, поскольку и государственные чиновники и инвестор ожидали изменений в Налоговом кодексе. В это время «Севморнефтегаз» и Рабочая группа комиссии, созданная с привлечением специалистов уполномоченной компании «Зарубежнефть», добивались максимального соответствия подготовленных ими моделей разработки Приразломного. Эти модели были выполнены на основе ТЭО СРП, разработанного «Севморнефтегазом» и утвержденного Центральной комиссией по разработке месторождений (ЦКР).

Плотная работа над текстом СРП началась с осени: к середине ноября инвестор и государственная комиссия, возглавляемая первым заместителем министра экономического развития Иваном Матеровым, провели 17 заседаний. Проблемы, возникшие по ходу их, можно условно разделить на три группы: юридические (законодательные), технологические и проблемы самого переговорного процесса.

Юридические проблемы обусловлены, в частности, непроработанностью процедуры заключения СРП. Во-первых, не понятно, кто несет ответственность за подписание соглашения в срок, в чем эта ответственность заключается и на каких основаниях должна продолжаться работа после истечения срока, отпущенного на работу над соглашением, если оно не подписано. Во-вторых, текст соглашения после утверждения комиссией правительства РФ должен утверждаться Государственной Думой, и процедура этого утверждения также не разработана.

Еще одна проблема связана с тем, что федеральный закон ставит размер налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата в зависимость от цен на нефть сорта Urals. Но нефть Приразломного по качеству, а значит и по цене уступает Urals: она более тяжелая и содержит много серы (см. «Нефть и газ Приразломного»). В ТЭО, утвержденном ЦКР, на нефть Приразломного предусматривалась скидка с цены от сорта Brent в первый год в размере $3 за баррель, во второй год — $2,9 и начиная с третьего года — $2,8. По оценкам, приведенным специалистами «Роснефти», она может достигать $4 за баррель.

В переговорном процессе, как и следовало ожидать, наиболее дискуссионными оказались пункты соглашения, определяющие шкалу раздела продукции, а также величину и порядок возмещения исторических затрат. Так, исторические затраты по закону должны возмещаться государством инвестору, с которым оно заключит СРП. Этим инвестором является «Севморнефтегаз», но не австралийская ВНР, не немецкая Wintershall, не «Росшельф» и не «Газпром», вкладывавшие средства в проект в прошлом (с двумя иностранными компаниями, вложения которых в Приразломное оцениваются почти в $64 млн, «Газпром» подписал соглашение о возврате этих денег).

Как рассказали «НиК» в «Севморнефтегазе» и Министерстве экономического развития, практически по всем обозначенным выше проблемам, кроме вопроса с историческими затратами, решения уже найдены.

Невысокое качество нефти Приразломного и необходимость вести расчеты, опираясь на цену Urals, учтены при разработке шкалы раздела. Сама шкала уже согласована; она составлена на основе показателей внутренней нормы доходности проекта (IRR), как это изначально предлагал «Севморнефтегаз». Обнародовать детали раздела продукции до подписания соглашения беседовавшие с «НиК» участники переговоров отказались. Известно только, что шкала отличается от первоначальных вариантов комиссии и инвестора: т.е. в процессе переговоров «подвинулись» обе стороны.

Что касается исторических затрат, то государственная комиссия настаивает на проведении их аудита. В начале 2002 года фирма PricewaterhouseCoopers провела их оценку и подтвердила сумму, называемую инвестором, — около $195 млн, однако результаты этой проверки не являются официальными. В государственной комиссии полагают, что величины исторических затрат должна быть существенно меньше. Окончательное решение об утверждении сумм и порядке возмещения исторических затрат инвестора возлагается на управляющий комитет, который будет создан после подписания СРП; в его состав войдут представители государства и инвестора.

Строительство затягивается

Тем временем плановый срок начала добычи на Приразломном — конец 2005 года — под угрозой. По информации «НиК», «Севмаш» отстает от графика строительства морской платформы. И это при том, что на заводе идет сооружение только основания платформы (кессона), а верхнее строение (требующее, правда, модернизации) — Hutton TLP — «Роснефть» в прошлом году купила за рубежом.

«Севморнефтегаз» планирует форсировать процесс посредством привлечения к строительству субподрядчиков, которым будет передано выполнение части задач «Севмаша».

По состоянию на ноябрь 2003 года из четырех суперблоков кессона практически готовы два. Ведется подготовка к началу строительства третьего. Судьба четвертого суперблока неизвестна: возможно, его сооружение будет передано субподрядчику. Верхняя часть платформы установлена на «рабочее место» для проведения реконструкции.

После того, как верхняя часть будет реконструирована, построены и собраны четыре суперблока кессона, начнется монтаж платформы. Следующий этап — заполнение кессона твердым балластом. Эту операцию предполагается выполнить не на «Севмаше», а в бухте Сосновая Кольского полуострова. По оценкам специалистов, эта операция может занять от 3 до 7 месяцев.

Далее «Севмашу» предстоит установить платформу на месторождении. Для доставки платформы из Северодвинска в Белое море потребуется отрыть канал шириной 200 м, глубиной 12 м и протяженностью 4 км.

Таким образом, фронт работ у строителей платформы сегодня поистине колоссальный. И, очевидно, не стоит исключать вероятности того, что срок начала добычи на Приразломном все-таки придется переносить.

Отметим здесь, что затраты на сооружение платформы превышают $800 млн — это более половины всех затрат по проекту.

Схема вывоза

Ввод Приразломного в эксплуатацию зависит не только от платформы — необходимо также обеспечить вывоз нефти с месторождения и ее доставку потребителям. Ранее рассматривался вариант строительства нефтепроводной системы, которую предполагалось подключить к БТС, однако сегодня от него отказались. Возить нефть с Приразломного будут танкерами.

Планируется, что в состав необходимой для этого флотилии войдут три челночных танкера ледовой категории ЛУ5 грузоподъемностью 60 тыс. тонн, плавучее нефтяное хранилище (ПНХ) емкостью 220 тыс. тонн, один-два линейных танкера на 170 тыс. тонн и атомный ледокол типа «Арктика» или «Таймыр». Добавим еще, что для обеспечения работы платформы проекту потребуются два многофункциональных ледокола-снабженца и судно снабжения типа «Нефтегаз». Судно снабжения, атомный ледокол и линейный танкер в проекте предполагается взять в аренду, а остальные суда предстоит построить. Затраты на строительство оцениваются, в зависимости от формы финансирования, в сумму от $440 млн до $550 млн. В эксплуатацию эти транспортные мощности будут вводиться последовательно, вместе с ростом добычи нефти на Приразломном.

В общих чертах схема транспортировки подготовленной нефти будет выглядеть так. Из нефтехранилища платформы (рассчитанного на 102 тыс. тонн), оборудованного двумя отгрузочными станциями, нефть челночными танкерами будет доставляться на ПНХ, которое предполагается расположить в районе Мурманска. Из ПНХ линейные танкеры повезут нефть Приразломного в Роттердам (выходной фланец ПНХ будет являться точкой раздела продукции.). Роттердам — единственный порт в северо-западной Европе, принимающий сернистую нефть. По замыслу «Севморнефтегаза» потребителями нефти Приразломного станут НПЗ Нидерландов и/или Великобритании.

Нефть, принадлежащая инвестору, и нефть государства будут транспортироваться по единой схеме. При этом соглашение предусматривает для государства возможность отказаться от экспорта своей доли нефти и использовать ее по собственному усмотрению.

Согласно ТЭО СРП, транспортировка нефти будет производиться круглый год, а максимальный объем отгрузки с платформы составит 126 тыс. тонн в сутки. Отметим, что технология требует, чтобы танки платформы были всегда загружены, поэтому после отгрузки нефти в них будет заливаться балластная вода. По мере заполнения танков нефтью балластная вода будет закачиваться в пласт через нагнетательные скважины.

На Большой земле работу платформы и транспортировку нефти будут поддерживать несколько портов, в каждом из которых «Севморнефтегаз» уже ведет или планирует вести подготовительные работы. В их числе Мурманск, где с использованием инфраструктуры «Арктикморнефтегазразведки» будут храниться и комплектоваться техника и оборудование, требующие дополнительных операций (ремонт, сборка, испытание и т.д.). Здесь же будет работать терминал для насыпных грузов. В Архангельске на мощностях АО «Архпортфлот» будут храниться и переваливаться грузы, не требующие дополнительных операций (контейнерные поставки и т.д.), а также топливо и химические реагенты. В Нарьян-Маре планируется построить общежитие для обслуживающего персонала, офисы, склад и гараж. Наконец, в поселке Варандей будут построены вертолетная площадка, резервные склады и объекты береговой поддержки. Затраты на создание береговой инфраструктуры оцениваются примерно в $16 млн.

«Роснефть» — лидер проекта

Все события вокруг проекта освоения Приразломного в 2003 году так или иначе были связаны с «Роснефтью». Причем данный факт уже нельзя объяснить тем, что государственная нефтяная компания является основным инвестором проекта, «догоняя» «Газпром» по объемам вложений: документ, зафиксировавший, что капитальные вложения обеих компаний сравнялись, был подписан в сентябре 2002 года.

Во-первых, в середине года «Роснефть» посредством обмена активами с «ЛУКОЙЛом» (подробнее см. «Время раздела» в «НиК» №4, 2003 г.) консолидировала блокирующий пакет в «Росшельфе». В итоге «Роснефть» де-юре стала лидером проектов «Севморнефтегаза» (см. схему).

Во-вторых, проект освоения Приразломного на сегодняшний день увязан с сухопутными добычными проектами «Роснефти» в Тимано-Печоре. А именно, если изначально предполагалось, что ПНХ будет построено в рамках СРП, теперь «Роснефть» собирается построить его самостоятельно и в дальнейшем оказывать «Севморнефтегазу» услуги по перевалке нефти. При этом емкость ПНХ рассчитывается с большим запасом относительно проектных уровней добычи на Приразломном — «Роснефть» собирается задействовать данные объемы при организации экспорта нефти с других своих месторождений (прежде всего с месторождений «Северной нефти», ранее обнародовавшей весьма амбициозные планы по наращиванию добычи). Обустройство маршрута транспортировки тимано-печорской нефти на ПНХ уже началось (см. «Еще один нефтяной порт» в «НиК» №6, 2003 г.).

Остается добавить, что лидерство «Роснефти» на Приразломном вполне может перерасти в лидерство госкомпании на всем северном шельфе. Мало кто обращал внимание на то, что кроме Приразломного на лицензионном участке «Севморнефтегаза» расположены части двух перспективных на нефть и газ структур: Западно-Полярной и Южно-Долгинской, и компания намерена вести здесь разведочное бурение (см. также «И еще немного разведки»).

МПР собиралось провести тендер «Баренц-2», на который должны были быть выставлены в том числе и эти объекты еще в октябре 2003 года (подробнее см. «Баррель Баренца» в «НиК» №3, 2003 г.), однако пока и Южно-Долгинская и Западно-Полярная находятся в нераспределенном фонде. Представляется очевидным, что если «Севморнефтегаз» подтвердит наличие в них коммерческих запасов (а ресурсы Южно-Долгинского месторождения, например, оцениваются в 260 млн тонн), эта компания будет вести и их разработку.

"