Posted 16 июля 2003,, 13:11

Published 16 июля 2003,, 13:11

Modified 16 августа 2022,, 21:40

Updated 16 августа 2022,, 21:40

Недоимка в $400 млн

16 июля 2003, 13:11
Зачем с "Башнефтехима" требуют "байконурские" долги Замминистра по налогам и сборам Ринат Досмухамедов 16 июля заявил, что МНС намерено взыскать с НПЗ "Башнефтехима" более 12 млрд рублей акцизов на нефтепродукты (с пенями и штрафами), неуплаченных в бюджет с апреля 2001 г. по январь 2002 г. в результате незаконного использования налоговых льгот оффшорной зоны "Байконур".
Сюжет
НПЗ

Зачем с "Башнефтехима" требуют "байконурские" долги

Замминистра по налогам и сборам Ринат Досмухамедов 16 июля заявил, что МНС намерено взыскать с НПЗ "Башнефтехима" более 12 млрд рублей акцизов на нефтепродукты (с пенями и штрафами), неуплаченных в бюджет с апреля 2001 г. по январь 2002 г. в результате незаконного использования налоговых льгот оффшорной зоны "Байконур". Новый всплеск скандала, на наш взгляд, напрямую связан с приближающимися выборами президента Башкортостана.

Вывод, казалось бы, очевиден, но требует пояснения. Оффшорными схемами ухода от налогов в России (и не только в России) пользовались не так давно практически все нефтяные компании, причем правительство с этой "прорехой" бюджета боролось довольно вяло. Тем не менее, еще в начале 2002 г. была прикрыта "байконурская" дыра: мэр казахского Байконура, воспользовавшись положениями межправительственного соглашения, предоставил нескольким десяткам компаний налоговые льготы, в том числе освободил их от уплаты акцизов. Заметив огромные суммы, проходившие через зарегистрированные в Байконуре фирмы, МНС в суде доказало незаконность сделок на сумму около 18 млрд рублей, поскольку по законодательству РФ мэр города не мог предоставить освобождение от акцизов. "Байконурские" компании арендовали якобы простаивающие мощности российских НПЗ, и перерабатывали на них давальческую нефть, не уплачивая акцизы.

В течение 2002 г. МНС смогло вернуть часть недоимки, но остались претензии к уфимским НПЗ "Башнефтехима" на сумму более 12 млрд руб. Когда в результате изменения системы взимания акцизов на нефтепродукты в начале 2003 г. поступление налога катастрофически сократилось, МНС обнародовало претензии к "Башнефтехиму". Неожиданное сопротивление возникло со стороны руководителя управления МНС по Республике Башкортостан Рашита Саттарова, который в телеэфире заявил, что недоимку надо требовать не с НПЗ, а с самих оффшорных фирм. Министр Геннадий Букаев (руководивший управлением МНС по Башкирии до 1999 г.) тут же отстранил, а 25 марта уволил с должности строптивого подчиненного, и попытки Саттарова восстановиться в должности через суд успеха не принесли.

Между тем его замечание более чем логично. Заводы "Башнефтехима" уже много лет работают на условиях процессинга: своей нефти они не имеют, нефти, добываемой в Башкирии, недостаточно, поэтому свое сырье в Уфе перерабатывают те нефтяные компании, у которых недостаточно собственных мощностей по переработке. Список этих компаний, в течение 90-х гг. претендовавших также на приватизацию уфимских НПЗ, не велик: "ЛУКОЙЛ", "Татнефть", ТНК, "Сургутнефтегаз". Кто из них стоял за "байконурскими" оффшорами, выяснить не сложно, поскольку принадлежность сырья не является секретом для Минэнерго. Но претензии удобнее предъявить не им, а "Башнефтехиму", который (как и другие предприятия нефтяной отрасли республики) возглавляет сын президента республики Урал Рахимов. Сегодня он рассматривается, если не как главный претендент на пост главы республики на предстоящих в декабре выборах, то как главный финансист предвыборной компании своего отца. Уплата недоимки в $400 млн серьезно сокращает его возможности в этой роли.

Согласно сообщениям прессы, в ходе встречи с Геннадием Букаевым 16 мая 2003 г. Муртаза Рахимов согласился с необходимостью погашения недоимки. Почему же вновь в прессе началось обсуждение скандала с уходом от налогов? Дело в том, что 18 июня под давлением башкирских властей глава "Газпрома" был вынужден отправить в отставку директора "Баштрансгаза" Александра Веремеенко, публично обвиненного в политической поддержке на предстоящих в Башкирии выборах кандидатуры своего брата Сергея Веремеенко, бывшего руководителя Межпромбанка. Как мы и предполагали, Александру Веремеенко быстро нашли новую работу - 26 июня Геннадий Букаев подписал приказ о его назначении руководителем управления МНС по Башкирии. Одновременно на уфимские НПЗ были направлены результаты проверки МНС, начатой сразу после увольнения Рашита Саттарова. Очевидно, Александр Веремеенко приложит максимум усилий, чтобы взыскать недоимку с "Башнефтехима", ослабив финансовую базу предвыборной компании конкурентов своего брата - Сергея Веремеенко, и можно догадаться, что федеральные власти не будут ему в этом препятствовать.

См. также "Обратный отсчет", "НиК" №6/2003.

OilCapital.ru

"