Posted 16 июня 2003,, 09:55

Published 16 июня 2003,, 09:55

Modified 16 августа 2022,, 21:43

Updated 16 августа 2022,, 21:43

В каком направлении будет работать нефтепровод "Одесса-Броды"?

16 июня 2003, 09:55
Результаты опроса OilCapital.ru В середине мая украинское правительство провело презентацию "Концепции плана развития Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора". Основная цель устроителей мероприятия - привлечь внимание мировой общественности к простаивающему сегодня нефтепроводу Одесса-Броды, построенному Украиной для транспортировки каспийской нефти.

Результаты опроса OilCapital.ru

В середине мая украинское правительство провело презентацию "Концепции плана развития Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора". Основная цель устроителей мероприятия - привлечь внимание мировой общественности к простаивающему сегодня нефтепроводу Одесса-Броды, построенному Украиной для транспортировки каспийской нефти. Отметим, что проект был реализован без каких-либо гарантий со стороны поставщиков нефти. В результате сейчас проблема в том, чтобы заполнить нефтепровод хотя бы технологической нефтью. С целью узнать мнение наших читателей о перспективах проекта "Одесса-Броды" OilCapital.ru провел опрос.

То, что нефтепровод будет работать, как и планировалось первоначально - для транспортировки каспийской нефти считает меньшинство - 22% участников опроса. Причина непопулярности этого ответа в специфике самого проекта. Нефть в "Одесса-Броды" может попасть только из Черного моря. В силу этого проект рассматривается как альтернативный транспортировке нефти через турецкие заливы. Если так, то проект "Одесса-Броды" вступает в конкуренцию с более сильным проектом "Баку-Джейхан". Кроме того, ограничения Турции по проходу танкеров через проливы, скорее всего в первую очередь коснутся не английских и американских компаний, работающих в Азербайджане и Казахстане, а российских. Российские же компании смогут найти более эффективный маршрут транспортировки западносибирской нефти в Европу (см. "Украина пытается вдохнуть жизнь …").

Еще одним поводом для пессимизма относительно загрузки "Одесса-Броды" каспийской нефти являются уже предпринятые в большинстве своем неудачные попытки украинской стороны найти нефть для "трубы". В качестве примера можно привести предложение "Укртранснафты" о строительстве перемычки между трубопроводом КТК и "Одесса-Броды". С учетом того, что КТК уже имеет отработанный транспортный коридор, неотъемлемой частью которого является нефтяной терминал Южная Озерейка недалеко от Новороссийска, в возведение которого вложено около $1 млрд, у КТК нет никаких оснований (во всяком случае до тех пор пока он не окупится) делать новые инвестиции в проект трубопровода в обход Озерейки (см. "Внутритрубный вакуум").

50% участников опроса OilCapital.ru считают, что к 2005 г. нефтепровод Одесса-Броды работать будет, но в реверсивном направлении для экспорта российской нефти. Украина уже получила соответствующие предложения от российских компаний, в частности от ТНК. Реализовать этот проект, а значит запустить наконец нефтепровод Одесса-Броды (точнее Броды-Одесса), можно в кратчайшие сроки. Возможно даже, сегодня это единственный способ "вдохнуть жизнь" в украинский нефтепровод. Однако Украина пока прохладно относится к таким предложениям. Объяснить позицию украинских властей по этому вопросу с экономической точки зрения очень сложно, но такое отношение к проблеме может привести к тому, что к 2005 г. "Одесса-Броды" вообще работать не будет. Во всяком случае, возможность такого развития событий не исключают 28% принявших участие в опросе.

OilCapital.ru

"