Posted 15 ноября 2004,, 07:56

Published 15 ноября 2004,, 07:56

Modified 16 августа 2022,, 21:38

Updated 16 августа 2022,, 21:38

Закономерный итог

15 ноября 2004, 07:56
Компания "Северстальтранс" взяла под контроль эстонский терминал E.O.S Сообщение о покупке "Северстальтрансом" 70% акций стивидорной компании Estonian Oil Service (E.O.S), владеющей одним из 3-х основных терминалов по перевалке нефтеналивных грузов в таллиннском порту Мууга, не было неожиданным: более года компании работали в тесном партнерстве, пресса сообщала о переговорах.

Компания "Северстальтранс" взяла под контроль эстонский терминал E.O.S

Сообщение о покупке "Северстальтрансом" 70% акций стивидорной компании Estonian Oil Service (E.O.S), владеющей одним из 3-х основных терминалов по перевалке нефтеналивных грузов в таллиннском порту Мууга, не было неожиданным: более года компании работали в тесном партнерстве, пресса сообщала о переговорах. Но значение этого события для эстонского транзитного бизнеса выходит за рамки сделки.

Компания "Северстальтранс" (ССТ) за последние 2 года превратилась в одного из крупнейших частных российских операторов парка нефтеналивных цистерн: компании, входящие в группу, сегодня владеют до 15 тыс. цистерн (более 10% российского парка). В свою очередь, доставка нефтепродуктов с НПЗ центральной России к портам на Балтике, в первую очередь к Таллинну, одно из главных направлений работы компаний группы "Северстальтранс".

Стремясь на этом направлении взять под контроль всю транспортную цепочку, ССТ в 2003 году приобрел эстонскую компанию Spacecom, которая владеет 5 локомотивами и 3 тыс. нефтеналивных и газовых цистерн, выполняя доставку по железной дороге ежемесячно около 600 тыс. тонн нефтепродуктов. В секторе перевозок нефтеналивных грузов Spacecom намерен потеснить Эстонскую железную дорогу (Eesti Raudtee). Осенью 2003 года Spacecom выиграл тендер компании E.O.S на доставку к терминалу до 700 тыс. тонн нефтегрузов в месяц, и летом 2004 года приступил к его выполнению. Нынешнее приобретение ССТ 70% акций E.O.S - закономерный шаг в развитии сотрудничества.

Нефтетранзитный бизнес в Эстонии изначально развивался в интересах российских экспортеров нефти и нефтепродуктов, но в 90-е годы при дефиците перевалочных мощностей терминалы чувствовали себя вполне независимо. Качественный сервис при умеренных тарифах привлекал в Муугу все большие объемы нефтегрузов. Но летом 2001 года правительство России решило поддержать отечественные порты, снизив тарифы на железнодорожные поставки в их адрес в 2-2,5 раза по сравнению с зарубежными, в частности, эстонскими. Преференции стимулировали развитие российских портов: при непосредственном участии нефтяных компаний строились нефтеналивные терминалы на Балтике и на Белом море. С другой стороны, российские НК старались взять под контроль терминалы в странах Балтии: "ЮКОС" взял под контроль Мажекяйский НПЗ и терминал в Бутинге, "Транснефть" заблокировала трубопроводные поставки нефти в Вентспилс.

В начале 2004 года "ЛУКОЙЛ" ввел свой терминал в Высоцке, ТНК-BP запускает проект строительства терминала в Усть-Луге, "Транснефтепродукт" заложил нефтепродуктовый терминал в Приморске. В этих условиях транзит через Таллинн медленно начал снижаться. Из трех крупнейших терминалов порта Мууга E.O.S оказался в самом уязвимом положении. Соседи, Pakterminal и Eurodek, на ограниченной территории порта развивались в 90-е годы постепенно, максимально загружая свои мощности. E.O.S построил мощный терминал в стороне на станции Маарду, соединив его трубопроводом с подогревом (7,5 км) с причалами в Мууге. Сегодня мощность терминала E.O.S - 8 млн тонн в год, когда же будет достроен второй трубопровод, скорость загрузки танкеров увеличится почти в 3 раза. Между тем, в 2003 году E.O.S перевалил всего 5,8 млн тонн.

Оценив перспективу, владелец E.O.S американская Coastal в начале нынешнего года продала терминал, а новый владелец уступил компанию "Северстальтрансу", который, хорошо ориентируясь на российском рынке железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов, сможет обеспечить эффективную работу нового актива. Это тем более вероятно, что нефтяные компании избавляются от непрофильных активов (в т.ч. транспортных), предпочитая пользоваться услугами специализированных транспортных компаний.

OilCapital.ru

"