Posted 15 сентября 2011,, 07:19

Published 15 сентября 2011,, 07:19

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Росстандарт не нашел нефть

15 сентября 2011, 07:19
Глубину переработки нефти ведомство проверяло на неработающих НПЗ и заправках Российские чиновники решили подойти к проблеме качества топлива с новой стороны. Пока Ростехнадзор проверяет НПЗ на предмет соблюдения правил производства, Росстандарт взялся исследовать сами нефтепродукты. Результаты получились странные - почти все проверенные компании к нефтепереработке никакого отношения не имеют.
Сюжет
НПЗ

Глубину переработки нефти ведомство проверяло на неработающих НПЗ и заправках

Российские чиновники решили подойти к проблеме качества топлива с новой стороны. Пока Ростехнадзор проверяет НПЗ на предмет соблюдения правил производства, Росстандарт взялся исследовать сами нефтепродукты. Результаты получились странные - почти все проверенные компании к нефтепереработке никакого отношения не имеют.

В рамках развернувшейся в стране кампании за качество топливо Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) с 6 июня по 31 августа изучило 108 нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки нефти (то есть, выпускающих в основном мазут и битум, а не бензин и солярку), рассказал источник в Росстандарте. Но полученным результатам удивились даже в ведомстве.

Из 108 проверенных в качестве владельцев НПЗ компаний 80 вообще не имеют отношения к производству и торговле нефтепродуктами. При этом 10 являются "мертвыми душами" - их не оказалось по указанным в регистрационных документах адресах. И еще пять не смогли предъявить инспекторам Росстандарта необходимые для проведения проверки документы и сведения. Из оставшихся компаний 12 выпускают топливо и 8 – "нетопливные" нефтепродукты вроде битума (несовпадение общего числа объясняется тем, что три компании попали в обе группы).

Интересно, что сотрудникам Росстандарта удалось среди "самоваров" (как часто называют мини-НПЗ за низкое качество получаемых продуктов) найти двух производителей автомобильного бензина и одного – солярки. При этом у них не отмечено несоответствий техническому регламенту "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Это значит, что произведенное кустарным способом топливо как минимум отвечало требованиям "Евро-3" (постановление о продление оборота "Евро-2" до конца 2012 года принято правительством только на днях). Достичь такого уровня пока удалось даже не всем крупным НПЗ.

Но,как выяснили "Известия", по крайней мере некоторые выводы проверяющих вызывают сомнение.

- На момент проверки Росстандарта мы не сделали ни литра нефтепродуктов, - заявил "Известиям" генеральный директор подмосковного ООО "Нефтьторгсервис" Александр Возягин (именно его компания по сведениям Росстандарта якобы выпускает бензин и дизтопливо "Евро-3"). – Да, мы купили в Бугульме маленький НПЗ мощностью всего 11 тыс т нефти в год. Разработали технические условия на печной мазут, судовое топливо и прямогонный бензин. Но лицензию нам так и не дали,и ни одного дня установка не работала. Говорят, наше топливо не отвечает техническому регламенту.

В результате нефтеперегонная установка стоит опечатанной судебными приставами, а "Нефтьторгсервис" решил от проекта отказаться и мини-НПЗ разобрать.

В когорту НПЗ, выпускающих "нетопливные" нефтепродукты (то есть битум) попало ООО "Технокром" из Ульяновской области.

- Наш завод не перерабатывает нефть. Мы выпускаем рулонные кровельные материалы в которых используется битум. И его мы не делаем, а покупаем, - говорит директор "Технокрома" Владимир Шустов. - У нас было две проверки Росстандарта. Год назад проверяли точность приборов, а этим летом просто убедились, что мы нефть не перерабатываем и ушли.

Некачественное топливо проверяющим Росстандарта попалось лишь однажды. Да и то не на проверяемом НПЗ, а в сети автозаправок "Хорос" в Новосибирске.

- Набрали бензин А-80 и 92 в бутылочки и ушли. А потом говорят, какие-то нарушения. Мы уже подали на Росстандарт в суд, - заявил генеральный директор ООО "Хорос" Сергей Фабричный.

По его словам, топливо компания c НПЗ в Омске, в Новосибирск оно попадает по трубопроводу госкомпании "Транснефтепродукт". "Там с одного стояка бензин берут все местные АЗС – и крупные и мелкие", - рассказывает Сергей Фабричный.

В России хватает мини-НПЗ, которые делают качественную солярку и низкооктановый бензин. Есть и те, кто гонит "левак". Узнать адреса,названия и телефоны заводов легко можно было в ближайшей топливной ассоциации, говорят эксперты.

- У нас на Алтае есть один завод. Но он работает, наверное, две недели в году, потому что везти сюда нефть далеко и дорого. А вот в Томской, Новосибирской, Тюменской области есть несколько мини-НПЗ. Они делают солярку, бензин А-80. Особых проблем с нимине было, - говорит президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. - Но честно скажу, что есть и производители, которые гонят низкокачественный бензин под видом разных технических растворителей. Поэтому им не надо платить акциз порядка 3-4 тыс руб на тонну. Потом уже оптовики могут добавить в такой растворитель присадки и дальше выдавать за нормальное топливо.

Чтобы не попасться на такую удочку покупателям приходится держать ухо востро. Тот, кто может, проверяет каждую партию топлива.

- Наши теплоходы работают на обычном летнем дизельном топливе. У нас есть собственная система контроля. Мы на каждую партию получаем сертификат и кроме того проверяем топливо и масло в собственной экспресс-лаборатории, - рассказывает директор по эксплуатации нижегородской судоходной компании "Волжское пароходство" Дмитрий Фролов.

Качество топлива мини-НПЗ Росстандарт проверяет в несколько этапов с начала 2010 года. За это время проверено более 300 заводов, заявил и.о. начальника управления территориальных органов и региональных программ Росстандарта Дмитрий Черничкин.

- Перечень предприятий для проверок мы получаем из МВД, Ростехнадзора и Минэнерго. Проверки наши специалисты проводят вместе с сотрудниками Ростехнадзора и полиции, - говорит Дмитрий Черничкин. - До того как придем по адресу, что там находится нам не известно. Если предприятие не занимается нефтепереработкой, это отмечают. Мне самому интересно, как в итоге могли получиться такие результаты. С этим надо еще разобраться.

Пристальное внимание нефтепереработка привлекла после случившегося в конце апреля "бензинового кризиса". Тогда дефицит топлива почувствовали сначала в Алтайском крае, но уже через несколько дней перебои начались на АЗС многих других регионов, включая московский.

("ИЗВЕСТИЯ", 15.09.2011, ПАВЕЛ АРАБОВ)

"