Posted 15 июля 2005,, 14:47

Published 15 июля 2005,, 14:47

Modified 16 августа 2022,, 21:34

Updated 16 августа 2022,, 21:34

Приоритет вложений — ЕСГ

15 июля 2005, 14:47
На прошедшем в июне собрании акционеров «Газпрома» руководство компании однозначно заявило, что в перспективе до 2010 года основной объем инвестиций будет вкладываться в реконструкцию ЕСГ, а также в создание новых магистральных газопроводов, ориентированных на экспорт. Подтверждением данному тезису служит распределение капиталовложений компании — этот и прошлый годы «Газпром» более 50% всех инвестиций направляет в транспорт и сопутствующую инфраструктуру.
Сюжет
Газпром

На прошедшем в июне собрании акционеров «Газпрома» руководство компании однозначно заявило, что в перспективе до 2010 года основной объем инвестиций будет вкладываться в реконструкцию ЕСГ, а также в создание новых магистральных газопроводов, ориентированных на экспорт. Подтверждением данному тезису служит распределение капиталовложений компании — этот и прошлый годы «Газпром» более 50% всех инвестиций направляет в транспорт и сопутствующую инфраструктуру.

В руководстве «Газпрома» считают, что компания создала достаточный добычной задел на период до 2010 года, и не исключают даже снижения собственной добычи. Возникающую «дыру» будет заполнять газ независимых компаний, доля которых на внутреннем рынке станет постепенно увеличиваться.

Инвестиционная программа «Газпрома» на 2005 год предполагает 212,6 млрд рублей капиталовложений, в том числе 187,94 млрд рублей в капитальное строительство. Приоритетом вложений является модернизация и расширение Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России, включая инфраструктуру хранения газа. На эти цели выделено 120,46 млрд рублей, или 64% от общего объема капстроительства. Второй год подряд для «Газпрома» капиталовложения в ЕСГ являются первоочередными — в 2004 году на эти цели было потрачено чуть более 100 млрд рублей — почти 56% всех капиталовложений (подробнее см. «Структура капитальных вложений «Газпрома» в 2004-05 годах»).

В текущем году выделенные средства инвестируются в ремонт, замену и строительство почти 1,6 тыс. км магистральных газопроводов, строительство и замену оборудования на 17 компрессорных станциях.

Самые крупные капиталовложения пойдут на строительство нового магистрального газопровода Северные районы Тюменской области (СРТО)–Ухта–Торжок диаметром 1420 мм, который пролегает в северном коридоре трубопроводов Уренгой–Ухта–Торжок–Европа. Общая протяженность новой магистрали — 2677 км. Обеспечивать перекачку газа будут 10 КС. На конец 2004 года было построено и введено в эксплуатацию около 950 км; работы велись главным образом на участке КС «Перегребное» (ХМАО)–КС «Ухтинская» (Коми), являющемся самым узким местом коридора. По данным компании «Ямалинвест» — генерального подрядчика строительства газопровода, в текущем году предполагается построить 3 КС («Вуктыльскую» и «Ухтинскую» в Коми и «Мышкинскую» в Ярославской области) и проложить 689,2 км трубопроводов. Завершение строительства нового газопровода СТРО–Торжок планируется в 2007 году.

Для увеличения объемов поставок по «Голубому потоку» планируется отремонтировать и построить 310 км газопровода Починки–Изобильное–Северо-Ставропольское ПХГ.

Крупные средства направляются на расширение Уренгойского транспортного узла, откуда берут начало главные магистрали ЕСГ. С точки зрения пропускной способности этот участок в настоящее время является одним из самых проблемных в системе. Из-за износа основных мощностей, при проектной мощности около 580 млрд м3, сейчас он способен пропускать в год порядка 520 млрд м3 газа в год. В 2004 году на Уренгое была построена компрессорная станция мощностью 80 МВт, в текущем году планируется проложить 50,7 км соединительных газопроводов и смонтировать еще две аналогичных КС (подробнее см. «Распределение капиталовложений в ЕСГ в 2005 году»).

В целом к 2006 году планируется увеличить пропускную способность ЕСГ на 15 млрд м3. При этом экспортная мощность системы увеличится на 5 млрд м3, что будет обеспечено введением в эксплуатацию нескольких компрессорных станций («Крупская», «Слонимская», «Оршанская» и «Минская») на белорусском участке газопровода Ямал–Европа. Об этом было объявлено в конце июня по итогам встречи зампредседателя правления «Газпрома» Александра Ананенкова и генерального директора «Белтрансгаза» Дмитрия Казакова.

Наконец 16,3 млрд рублей предполагается вложить в увеличение активной емкости подземных хранилищ газа (ПХГ) — в расширение старых хранилищ и строительство новых (подробнее см. «Подземные инвестиции»). Принимаемые меры позволят «Газпрому» снизить зависимость от украинских ПХГ, где минувшей зимой «пропало» 7,8 млрд м3 газа.

Добыча и разведка — на втором плане

Капиталовложения в добычу в текущем году составят 46,6 млрд рублей, в том числе 12,74 млрд рублей — в эксплуатационное бурение. По сравнению с 2004 годом, сокращение инвестиций в добычу составляет примерно 40%, в бурение — около 12%.

Из всех газодобывающих «дочек» «Газпрома» самое крупное снижение инвестиций в добычу отмечается у «Ямбурггаздобычи», для которой в текущем году запланировано двукратное сокращение — ориентировочно до 19 млрд рублей. По заявлениям руководства компании, это связано с тем, что «Ямбурггаздобыча» в 2004 году вывела на проектную мощность Заполярное месторождение и сейчас потребности в серьезных объемах капвложений нет.

Первоочередные задачи предприятия на ближайшее время — вывод до конца 2005 года на проектную мощность (10 млрд м3 в год) Анерьяхинской площади Ямбургского месторождения, в 2006 году — Харвутинской площади. В 2005 году здесь будет вестись строительство производственных объектов. На Анерьяхе предстоит ввести в эксплуатацию до 40 скважин. На Харвуте в следующем году — запустить установку комплексной подготовки газа с выводом этой площади на годовой объем добычи 20 млрд м3 газа. Газ Анерьяхинской и Харвутинской площадей (ориентировочные начальные запасы газа — до 1,5 трлн м3) позволит несколько нарастить добычу «Ямбурггаздобычи», несмотря на естественное снижение отборов на основном месторождении компании.

Другой крупный производитель, «Ноябрьскгаздобыча», в 2005 году сокращает капвложения на четверть — примерно до 6 млрд рублей (по словам генерального директора «Ноябрьскгаздобычи» Анатолия Крылосова, в 2004 году компания освоила порядка 8 млрд рублей). В этом году «Ноябрьскгаздобыча» планирует направить основные суммы инвестиций на окончание обустройства Еты-Пуровского месторождения, а также на ввод первой очереди дожимной компрессорной станции на Вынгаяхинском месторождении.

По заявлению Крылосова, «Ноябрьскгаздобыча» не планирует в текущем году увеличивать объемы добычи. Это вызвано тем, что газотранспортная система Уренгой–Челябинск, по которой транспортируется весь газ компании, заполнена на 100%. «В этом плане мы ограничены пропускной способностью трубопроводов», — говорит глава «Ноябрьскгаздобычи».

Из оставшегося объема выделяемых на добычу средств (21 млрд рублей) большая часть будет израсходована на нужды «Уренгойгазпрома». В 2005 году компания в плановом режиме снизит добычу газа на 1,8% до 140,2 млрд м3. В условиях продолжающегося естественного снижения отборов газа на основном промысле компании — Уренгойском месторождении — «Уренгойгазпром» намерен сосредоточить усилия на сателлитах Большого Уренгоя, в первую очередь — на Песцовой площади. Данный промысел был введен в эксплуатацию в прошлом году. В этом году предприятие планирует ввести в эксплуатацию 55 газовых скважин и к концу года вывести установку комплексной подготовки газа (УКПГ) на проектную мощность — 27,5 млрд м3 газа в год.

Второй крупный инвестиционный объект «Уренгойгазпрома» — разработка ачимовских залежей Ен-Яхинского месторождения. Начало эксплуатации первого участка намечено на 2006 год, в этом году здесь планируется пробурить 16 газоконденсатных скважин.

Третье стратегически важное направление вложения инвестиций «Газпрома» — геологоразведочные работы. В 2005 году на эти цели направляется 3,67 млрд рублей, что вдвое превосходит уровень 2004 года. В перспективе данный рост продолжится: по текущим планам в 2006 году «Газпром» выделит на ГРР 3,74 млрд рублей, в 2007 — 5,96 млрд.

Почти половина средств — порядка 1,8 млрд рублей — осваивается «Уренгойгазпромом». По словам главного геолога компании Валерия Маринина, основной объем средств будет направлен на бурение 6 поисково-разведочных скважин на месторождениях компании, выполнение сейсморазведочных работ на Северо-Пуровском лицензионном участке и южном куполе Уренгойского месторождения. Кроме того, в 2005 году планируется проведение сейсморазведочных работ на Песцовом месторождении.

Единственно правильное решение

Инвестиционная программа на 2005 год была представлена «Газпромом» в конце февраля на обсуждение в правительство. Намерения компании сделать акцент на реконструкцию и увеличение мощностей ЕСГ вызвали критику со стороны ряда министерств, в первую очередь главы Минэкономразвития Германа Грефа. По мнению Грефа, «Газпром» должен больше уделять внимания развитию газодобычи с тем, чтобы к 2010 году обеспечить годовой прирост на 50 млрд м3 газа.

Однако такая позиция по объективным причинам не выдерживает критики — какой смысл вкладывать средства в добычу, если существующие мощности ЕСГ не в состоянии прокачивать добываемые объемы?

Второй важный момент — растущая изношенность системы газопроводов в России, которая в текущем году достигла почти 60%. Это ставит под угрозу срыва не только поставки газа в регионы России, но и исполнение зарубежных контрактов. Сегодня магистральные газопроводы на севере России позволяют прокачивать менее 90% от проектной мощности и требуют срочного капремонта.

В этой связи не удивительно, что руководство «Газпрома» не изменило свою позицию в отношении распределения инвестиций. На годовом собрании акционеров «Газпрома» председатель правления Алексей Миллер заявил, что до 2010 года приоритетом для компании останутся инвестиции в транспорт. По его словам, на сегодняшний день добыча «раскручена» — «Газпром» ввел новые добычные мощности на 184,5 млрд м3 газа в год.

Как предусмотрено в «Энергетической стратегии России», в период до 2010 года основной прирост добычи в России будут давать независимые производители газа. При этом, как заметил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов, компания может даже снизить добычу на 20 млрд м3 — до примерно 530 млрд м3. «Пусть независимые придут и создадут наш внутренний рынок», — сказал Рязанов.

Стоит отметить, что способствовать активности независимых производителей в добычных проектах будет повышение внутренних цен на газ. Если сейчас, например, по заявлению председателя правления «НОВАТЭКа» Леонида Михельсона, продавать газ дальше, чем 2000 км от мест добычи, нерентабельно, то с ростом цен на «голубое топливо» независимые смогут постепенно расширять свои рынки сбыта — вплоть до западных границ страны.

«Газпром», в свою очередь, намерен наращивать экспорт газа. Скорректированные планы «Газпрома» свидетельствуют, что к 2010 году компания собирается поставлять в Европу уже не 180 млрд м3 газа в год, как планировалось ранее, а 190 млрд м3. Что же касается транспортного обеспечения, то компания планирует создать избыточные транспортные мощности, ориентированные на экспорт. Одним из инструментов достижения этой цели станет новый газопровод СРТО—Торжок.

Приоритетный экспортный проект компании — Северо-Европейский газопровод (СЕГ), который позволит обеспечить поставки российского газа в Западную Европу минуя транзитные страны. О важности СЕГ для «Газпрома» свидетельствует тот факт, что его мощность решено увеличить с 25 млрд до 55 млрд м3 газа в год. Об этом в июне говорили и Алексей Миллер на собрании акционеров «Газпрома», и президент Владимир Путин в Санкт-Петербурге.

Единственная и традиционная проблема с реализацией планов «Газпрома» — недостаточность инвестиций. По мнению члена правления Международного газового союза Марселя Крамера, в развитие газовой инфраструктуры России необходимо ежегодно вкладывать $10 млрд. В этой связи Крамер считает, что «Газпрому» не избежать привлечения иностранных инвестиций в расширение ЕСГ.

Есть возможность потратить больше...

По итогам первого полугодия «Газпром» традиционно корректирует свою инвестиционную программу. Не стал исключением и этот год.

В середине июня, в преддверии собрания акционеров, на одном из брифингов член правления, начальник департамента инвестиций и строительства ОАО «Газпром», гендиректор ООО «Газкомплектимпэкс» Валерий Голубев объявил об увеличении инвестпрограммы на 59 млрд рублей.

Большая часть дополнительных средств (около 25 млрд рублей) опять же будет инвестирована в ЕСГ — в закупку труб большого диаметра (ТБД). Эти затраты являются предварительной оплатой за поставки будущего года. В 2006 году «Газпром» планирует купить около 600 тыс. тонн ТБД на общую сумму порядка 47 млрд рублей. В текущем году, по данным компании, будет закуплено 720 тыс. тонн ТБД, в 2004 году объем закупок составил 540 тыс. тонн.

По заявлениям руководства компании, в течение ближайших трех лет (2005-07 гг.) «Газпром» намерен освоить более 800 млрд рублей, ($28,5 млрд), в среднем по $9,5 млрд в год. Объявленный объем инвестиций 2005 года свидетельствует, что это вполне реально.

Правда, остается открытым вопрос об обоснованности затрат «Газпрома». В качестве примера здесь можно взять расходы на покупку труб большого диаметра. Сколько «Газпром» направит именно на эти цели в 2005 году, не известно — данный показатель «спрятан» в общих капиталовложениях. Но в 2006 году, исходя из озвученных «Газпромом» цифр, можно рассчитать, что 1 тонна трубы большого диаметра обойдется компании в 78,3 тыс. рублей (или $2750). По мнению большинства экспертов, это очень высокая цена. Вадим Клейнер — миноритарный акционер «Газпрома» — в своем исследовании финансовой и производственной деятельности компании констатирует, что накрутка происходит за счет неоправданно длинной цепочки посредников между производителем — трубными заводами, и потребителем — «Газпромом». Дороговизной закупаемых «Газпромом» труб во многом объясняется тот факт, что удельная стоимость прокладки трубопровода СРТО–Торжок является одной из самых высоких в мире — $3,3 млн за километр. Для сравнения, прокладка 1 км газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум обойдется акционерам в $990 тыс.

В «Газпроме» «НиК» заявили, что расчеты Клейнера неверны и средняя стоимость строительства 1 км газопровода СРТО–Торжок составляет $2,2 млн. При этом, подчеркивают в компании, в данном показателе учитываются не только линейная часть и компрессорные станции, но также эксплуатационный проезд вдоль трассы, стоимость которого составляет порядка 20% от стоимости газопровода. Наконец, в «Газпроме» уверены, что сравнивать газопроводы СРТО–Торжок и Баку–Эрзерум в принципе некорректно, поскольку существуют объективно факторы, увеличивающие стоимость российского проекта. Это, во-первых, неблагоприятные природно-климатические условия, что требует применения на строительстве специальных материалов и технологий, во-вторых — отсутствие транспортной инфраструктуры, что усложняет схемы доставки грузов.

"