Posted 15 июля 2003,, 11:59

Published 15 июля 2003,, 11:59

Modified 16 августа 2022,, 21:40

Updated 16 августа 2022,, 21:40

Конкурентный рынок сжиженного газа появится в России через 5-7 лет

15 июля 2003, 11:59
Правительство России одобрило "Концепцию развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд" В начале июля правительство России одобрило "Концепцию развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд". Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Касьянов. По замыслу авторов концепции, через 5-7 лет в России будет создан конкурентный рынок сжиженного газа (пропан, бутан и их смеси).

Правительство России одобрило "Концепцию развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд"

В начале июля правительство России одобрило "Концепцию развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд". Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Касьянов. По замыслу авторов концепции, через 5-7 лет в России будет создан конкурентный рынок сжиженного газа (пропан, бутан и их смеси).

Сегодня в России такого рынка нет. Доля "Газпрома" и "СИБУРа" в производстве СГ в России составляет 50%. Остальная часть вырабатывается на НПЗ нефтяными компаниями (30%) и независимыми нефтехимическими предприятиями (20%). Независимые производители, в первую очередь нефтяные компании, испытывают проблемы со сбытом СГ. Крупнейшим потребителем жидких углеводородов является нефтехимическая промышленность, на ее долю приходится 47% потребления производимого в России сжиженного газа. Но большинство предприятий отрасли, использующих СГ, уже интегрированы в "СИБУР", который поставляет им сырье со своих ГПЗ. "СИБУР", в принципе, готов покупать у независимых производителей нефтехимическое сырье, но по очень низкой цене. Что, конечно, не устраивает нефтяные компании.

Другим потребителем сжиженного газа является коммунально-бытовой сектор, на долю которого приходится 38% производимого в России СГ. Из них 17% поступает для бытовых нужд населения. Коммунально-бытовой сектор никогда не был сверхрентабельным покупателем энергоресурсов. Тарифы на СГ, реализуемый для бытовых нужд, устанавливаются государством. Сейчас они в 2,5 раза ниже рыночных цен. Для обеспечения жидкими углеводородами населения действуют балансовые задания. Кроме того, с этой же целью государство регулирует объем экспорта СГ посредством экспортных пошлин. В результате доля экспорта сжиженного газа невелика - всего около 15% от общероссийского производства.

Однако ограничительные меры не помогают в полной мере обеспечить поставки СГ населению. Проблема состоит в том, что часть сжиженного газа "перетекает" из регулируемого сектора в нерегулируемый. Учитывая существенную разницу в ценах, этот процесс естественный.

В соответствии с концепцией, для решения проблемы будет отменено госрегулирование цен на сжиженный газ для бытовых потребителей. Также планируется отказаться от балансовых заданий и ограничений экспорта.

Отказ от госрегулирования повлечет за собой существенный рост цены для бытовых потребителей (в качестве частичной компенсации планируется выделять адресные субсидии). В результате, у производителей СГ появится стимул для открытия новых производств, но резкий рост цен одновременно сузит внутренний рынок СГ. Потребители, там где это возможно, будут переходить на альтернативные виды топлива. Производителям же не останется ничего другого, как наращивать экспорт, тем более, что ограничительные пошлины планируется снять. Такое развитие событий, безусловно, благоприятно для независимых производителей сжиженного газа, продукция которых станет рентабельна как на внутреннем, так и на внешнем рынке. По расчетам разработчиков концепции, на полную либерализацию российского рынка СГ потребуется 5-7 лет.

OilCapital.ru

"