Posted 15 июля 2002,, 08:03

Published 15 июля 2002,, 08:03

Modified 16 августа 2022,, 21:42

Updated 16 августа 2022,, 21:42

Вентспилс теряет роль лидера в балтийском нефтяном транзите

15 июля 2002, 08:03
Во II квартале текущего года через латвийский порт Вентспилс было перевалено около 1,9 млн т сырой нефти, что почти вдвое меньше чем во II квартале прошлого года (3,7 млн т), а не на 10%, как прогнозировалось год назад. Переориентация значительных объемов экспортной нефти на российский порт Приморск, вступивший в строй в декабре 2001 г.

Во II квартале текущего года через латвийский порт Вентспилс было перевалено около 1,9 млн т сырой нефти, что почти вдвое меньше чем во II квартале прошлого года (3,7 млн т), а не на 10%, как прогнозировалось год назад. Переориентация значительных объемов экспортной нефти на российский порт Приморск, вступивший в строй в декабре 2001 г., рассматривается как основная причина сокращения перевалки в Вентспилском порту. Однако, по мнению специалистов, существуют и другие причины, по которым грузооборот Вентспилса резко сократился.

Как считает президент АО "Западная система трубопроводов" Янис Блажевич, сокращение прокачки российской нефти на Вентспилс связано не с нехваткой экспортных ресурсов, а с отсутствием свободного доступа нефтяных компаний к трубопроводной инфраструктуре и административное регулирование объемов экспорта сырой нефти по системе трубопроводов госкомпании "Транснефть". В этом случае Вентспилсу может помочь опыт эстонского порта Мууга. Ведь в Муугу российская нефть доставляется не по "трубе", а в цистернах, что делает экспорт через Эстонию практически независимым от "Транснефти".

Определенную роль, по мнению академика АН Эстонии Михаила Бронштейна, играет и поведение самих участников нефтетранзита на рынке. Сокращение нефтяного экспорта через Вентспилс, считает М.Бронштейн, связано с ошибками в ходе приватизации АО "Вентспилс нафта" - ведущего игрока в этой сфере. В свое время в число акционеров компании не были привлечены владельцы нефти, что гарантировало бы вентспилсскому терминалу стабильные грузопотоки. Правда, это еще не поздно сделать - приватизация предприятия не завершена и более 40% акций "Вентспилс нафты" все еще принадлежат государству. Ситуация в литовском нефтяном концерне "Мажейкю нафта", в который входит и Бутингский терминал, говорит в пользу такого варианта: после того, как "ЮКОС" стал одним из основных акционеров "Мажейкю нафты", объемы перевалки нефти через это терминал увеличились.

OilCapital.ru

"