Posted 15 июня 2011,, 06:46

Published 15 июня 2011,, 06:46

Modified 20 августа 2022,, 20:25

Updated 20 августа 2022,, 20:25

Дефицит бензина в России сохранится до 2015 года

15 июня 2011, 06:46
Нефтяные компании слишком медленно проводят модернизацию перерабатывающих заводов ИЗВЕСТИЯ Павел Арабов Автомобиль, работающий на дизеле, — лучший вид личного транспорта для России на ближайшие годы. Но и им лучше пользоваться только весной и летом. Потому что в стране еще минимум на три года сохранится дефицит топлива.

Нефтяные компании слишком медленно проводят модернизацию перерабатывающих заводов

Павел Арабов

Автомобиль, работающий на дизеле, — лучший вид личного транспорта для России на ближайшие годы. Но и им лучше пользоваться только весной и летом. Потому что в стране еще минимум на три года сохранится дефицит топлива. Такой вывод можно сделать из письма Министерства энергетики России.

"Согласно анализу, проведенному в Минэнерго, дефицит производства высокооктанового бензина будет продолжаться до 2015 года, а зимнего дизельного топлива — до конца 2014 года включительно. По летнему дизельному топливу дефицит производства не предвидится", — говорится в письме, направленном министерством в правительство России 1 июня.

Причина дефицита — фактический провал нефтяными компаниями собственных планов по модернизации производства бензина и солярки. "Особенно заметно отставание в выполнении инвестиционных программ по таким компаниям, как ОАО "Роснефть", ОАО "Газпром", ОАО "Сургутнефтегаз". В результате часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) оказалась не в состоянии вырабатывать нефтепродукты, отвечающие требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", — говорится в письме.

Например, с начала этого года в стране нельзя было продавать бензин класса "Евро-2" (запрет снят в конце мая). Некоторые НПЗ его все равно производили, но вывозили за рубеж, где таких запретов нет. Соответственно внутри страны топлива оставалось меньше.

Рецептов решения проблемы Минэнерго предлагает несколько. Первый — отложить введение запретов на продажу в России бензина низких экологических классов, это автоматически увеличит предложение топлива внутри страны. Так, оборот бензина "Евро-2" рекомендуется продлить до конца 2012 года, "Евро-3" — до конца 2014 года, "Евро-4" — до конца 2015 года. Солярку "Евро-2" предлагается разрешать продавать до конца 2013 года, а "Евро-3" и "Евро-4" — до конца 2015 года.

Второй — резко повысить акцизы на топливо низких экологических классов и одновременно снизить их на высококачественный бензин и солярку. По замыслу авторов, это должно стать стимулирующей мерой для НПЗ: кто не успевает модернизировать производство, будет платить больше налогов.

Напомним, что в последнюю неделю апреля острая нехватка бензина самых популярных марок Аи-92 и Аи-95 ощутили сначала жители Алтайского края, а затем и многих других регионов страны. Правительство взяло ситуацию под контроль. После "разбора полетов" выяснилось, что многие нефтеперерабатывающие заводы частично или полностью остановили производство на плановые ремонты. К тому же с марта власти требовали от нефтяных компаний поддерживать низкие отпускные цены на топливо, в то время как на мировом рынке цена нефти сильно выросла. Все это создало ситуацию, при которой вывозить из России недорогое топливо стало очень выгодно.

Это промежуточный вариант доклада Минэнерго правительству, заверил "Известия" информированный источник в одной из нефтяных компаний. "В последнем варианте "Роснефть", "Газпром" и "Сургутнефтегаз" не фигурируют в числе виновных в бензиновом кризисе. В числе причин, вызвавших дефицит топлива в стране, называется внеплановая остановка установки каталитического крекинга на принадлежащем компании "ТНК-BP" Рязанском НПЗ. Именно из-за этого внутренний рынок недополучил 43 тысячи тонн высокооктанового бензина, — говорит собеседник "Известий". — Минэнерго предложило крупнейшим нефтяным компаниям согласовать и подписать жесткий график выполнения инвестиционных программ по модернизации нефтепереработки. Наказание за срыв — вплоть до штрафов и отзыва лицензий". Получить комментарий ТНК-BP по этому поводу не удалось.

"Про нас никак нельзя сказать, что мы срываем программу модернизации. Минэнерго не хуже нас знает, что именно мы затыкали дыры по поставкам бензина в дефицитные регионы", — рассказал "Известиям" источник, знакомый с ситуацией в компании "Газпром нефть".

"Завершение полномасштабной модернизации НПЗ компании в 2015 году станет серьезным вкладом в нефтепродуктообеспечение страны", — передал президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов через пресс-службу.

В компании "Сургутнефтегаз" не смогли прокомментировать инициативы Министерства энергетики.

Конечно, нехорошо отменять уже введенные требования по качеству топлива. Но сейчас главная задача правительства — не допустить сокращения объема производства, считают эксперты.

"В общем-то у России нет особых причин ускоренного перехода на высокие европейские стандарты. Ведь бензин "Евро-3" и тем более "Евро-4" заметно дороже, — говорит начальник аналитического отдела инвесткомпании "Универ Капитал" Дмитрий Александров. — Предлагаемое повышение акциза на низкокачественное топливо — это фактически экологический налог. Вопрос в том, насколько нефтяники смогут переложить рост налогов на розничных покупателей. Надеюсь, к росту цен на заправках это не приведет. Дело в том, что затраты на модернизацию компании перекладываются на будущее, увеличив доход от выпуска топлива "Евро-2". Зато доходы бюджета однозначно вырастут. Возможно, доминирующей задачей является наполнение бюджета и только во вторую очередь — обновление производства".

"