Posted 15 мая 2009,, 05:55

Published 15 мая 2009,, 05:55

Modified 20 августа 2022,, 21:10

Updated 20 августа 2022,, 21:10

Украина может привлечь к проекту Евро-Азиатского нефтекоридора Россию, Белоруссию, Казахстан, Словакию и Чехию

15 мая 2009, 05:55
Украина может привлечь к проекту Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), который реализует консорциум "Сарматия", Россию, Белоруссию, Казахстан, Словакию и Чехию. Об этом говорится в плане по реализации проекта, утвержденном сегодня президентом Украины Виктором Ющенко. МИДу, Минтопэнерго, "Нефтегазу Украины" и "Уктранснефти" поручено обсудить этот вопрос в июне 2009г.
Сюжет
Украина

Украина может привлечь к проекту Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), который реализует консорциум "Сарматия", Россию, Белоруссию, Казахстан, Словакию и Чехию. Об этом говорится в плане по реализации проекта, утвержденном сегодня президентом Украины Виктором Ющенко. МИДу, Минтопэнерго, "Нефтегазу Украины" и "Уктранснефти" поручено обсудить этот вопрос в июне 2009г., передает РБК.

Проект реализует польско-украинское международное трубопроводное предприятие "Сарматия" в составе пяти участников: Азербайджан, Грузия, Литва, Польша и Украина. Он предусматривает перевод нефтепровода Одесса-Броды в аверсный (прямой) режим и достройку его до Польши. В апреле 2009г. было утверждено ТЭО проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, который пройдет по маршруту Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Стоимость его оценивается в 5-7 млрд долл. Планируется поставлять каспийскую нефть из Азербайджана по трубопроводу в грузинский порт Супса на Черном море, оттуда на танкерах в Одессу и далее по нефтепроводу в Броды. От Брод нефтепровод будет достроен до польского Плоцка с выходом на порты Балтийского и Северного морей и рынки Западной Европы.

Согласно одобренному сегодня украинским президентом плану, кабинет министров страны должен в июле принять меры по техобеспечению последовательной прокачки различных сортов нефти на маршруте Броды-Кралупы (Чехия) с использованием южной части системы "Дружбы". В августе 2009г. планируется подготовить возможность использования нефтепровода Одесса-Броды в прямом режиме для транспортировки нефти украинским и иностранным НПЗ, в том числе будет заключено операторское соглашение с "Сарматией". В этом же месяце Киев предложит России изменить маршрут перекачки российской нефти, которая сейчас ведется по трубопроводу Одесса-Броды в реверсном режиме. В частности, предлагается перенаправить эти потоки на маршруты Самара-Зелекоц-Великоцк- Морской терминал "Южный" и Самара- Головашивка-Кременчуг-Южный. В сентябре 2009г. кабмину поручено принятие решения по использованию трубопровода Одесса-Броды в проектном направлении с учетом ТЭО ЕАНТК и результатов переговоров с заинтересованными партнерами.

В плане отмечается, что кабинет министров, "Нефтегаз Украины" и "Укратранснефть" должны в июне 2009г. инициировать вопрос об увеличении уставного капитала "Сарматии". В июле планируется активизировать работу по привлечению дополнительных инвестиций для проекта, в том числе через создание международного инвестиционного фонда.

Кроме того, Украина в июне 2009г. рассчитывает получить от ЕБРР кредит на 40 млн долл. для строительства "Укртранснефтью" дополнительного резервуара нефти на 120 тыс. т на терминале "Южный". Летом также ожидается проработка возможности привлечения "Сарматией" средств на данный проект, что предусмотрено программой Евросоюза "Инфраструктура и окружающая среда" для польского предприятия по эксплуатации нефтепроводов "Приязнь".

С конца 2004г. Одесса-Броды работает в реверсном режиме для поставки российской нефти в порт Южный. Контракт на прокачку нефти в реверсном режиме по нефтепроводу Одесса-Броды в направлении нефтетерминала "Пивденный" ("Южный") 9 июля 2004г. подписали ОАО "Укртранснефть" и ТНК-BP. Документ предусматривал транспортировку российской нефти Urals по маршруту Мозырь - Броды - МНТ "Южный" на протяжении трех лет в объеме до 9 млн т в год. 22 декабря 2006г. "Укртранснефть", АК "Транснефть" и ТНК-BP подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве по этому маршруту на три года.

"