Posted 15 апреля 2010,, 06:56

Published 15 апреля 2010,, 06:56

Modified 20 августа 2022,, 20:29

Updated 20 августа 2022,, 20:29

Бензиновые рекорды

15 апреля 2010, 06:56
Сокращение производства топлива приведет к скачку цен ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ Ирина Кезик На днях прошел "круглый стол" на тему "Цены на бензин: перспективы весенне-летнего периода". Речь шла о том, какие ценники можно увидеть на АЗС-станциях в самое ближайшее время. По мнению участников мероприятия, сегодня не стоит ждать резкого скачка цен.

Сокращение производства топлива приведет к скачку цен

Ирина Кезик

На днях прошел "круглый стол" на тему "Цены на бензин: перспективы весенне-летнего периода". Речь шла о том, какие ценники можно увидеть на АЗС-станциях в самое ближайшее время. По мнению участников мероприятия, сегодня не стоит ждать резкого скачка цен. Однако уже летом автомобилисты России заметят изменение стоимости топлива.

Участниками прошедшего "круглого стола" стали президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, а также директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов и директор по стратегическому развитию информационно-аналитического центра "КОРТЕС" Павел Строков. По словам последнего, цены на бензин в России могут начать расти уже этим летом. "Есть задел к тому, что цены сейчас резко вверх не пойдут, но летом мы увидим повышение", — сказал он. Насколько же вырастут цены — будет зависеть от показателя топливного спроса. К осени, в крайнем случае, к концу года, цена на бензин станет выше на 8—10%.

При этом, по мнению эксперта 2010 год может стать дефицитным по потреблению, что вызвано недостаточной готовностью перерабатывающей инфраструктуры к вступлению в силу нового тех-регламента по качеству топлива.

Напомним, что с этого года в России начал действовать технический регламент моторных видов топлива. Согласно ему автомобильный бензин и дизельное топливо стандарта Евро 2 должны выпускаться до 31 декабря 2010 года, Евро 3 — до аналогичного периода 2011 года, Евро 4 — до 2014 года. После этого моторные топлива должны будут соответствовать только Евро 5. По словам Павла Строкова, из-за введения тех-регламента сократились объемы производимого топлива. Сейчас нельзя выпускать ниже Евро 2, А заменить недостающие объемы без проведения реконструкции многих заводов нечем. Так, по данным "КОРТЕСа", за I квартал поставки на внутренний рынок выросли на 10%. А кроме этого, рост цен на бензин Аи-92 составил 2%, на Аи-95 —1,5%.

В нефтяных компаниях отмечают, что на сегодняшний момент доля бензина стандарта Евро 3 от общего объема производимого составляет 85%. Такие цифры назвали "Финансовым Известиям" в компании "ЛУКОЙЛ", говоря о всех своих заводах. В компании ТНК-BP отметили лишь, что все наши бензины А-9 5 и А-9 8 соответствуют Евро 4, а также Евро 4 будет соответствовать бензин Pulsar 92, который в среду уже начали продавать в Ростовской области и Краснодарском крае. В компаниях "Роснефть" и "Газпром нефть" оставили вопрос без комментария.

Однако в целом в компании "КОРТЕС" "Финансовым Известиям" заявили, что в 2009 году доля автобензина класса Евро составила 20,2% в общем объеме производства. В 2009 году этим нормам соответствовало 7,2 млн тонн произведенного в России автобензина. При этом если в 2008 году объем производства евробензина в России увеличился в 2,5 раза к уровню 2007 года, то в 2009 году прирост объема производства автобензина, отвечающего нормам Евро, составил лишь 29% к уровню 2008 года. "Причина в том, что в России в 2008 году не введено в эксплуатацию ни одной установки изомеризации, а в 2009 году введена лишь одна такая установка небольшой мощности на Ухтинском НПЗ "ЛУКОЙЛа". В 2010 году ожидается ввод трех установок изомеризации, однако они обеспечат прибавку производства экологичного высокооктанового бензина лишь в 2011 году. Таким образом, летом 2010 года не исключен дефицит поставок высокооктанового бензина и всплеск цен на этот продукт", —отмечает главный редактор отдела цен и региональных рынков ИАЦ "КОРТЕС" Михаил Турукалов. На "круглом столе" же Павел Стро-. ков заявил, что в такой ситуации' стоимость российского моторного топлива может превышать мировые цены на эту продукцию на 8—10%.

В свою очередь, президент Российской топливной ассоциации Евгений Аркуша отметил, что начиная с 2005 года цены на бензин растут в пределах годовой инфляции, исключением стал лишь 2008 год. За три месяца 2010 года оптовые цены на бензин в России повысились на 15%, а розничные — на 3—4%. "Оптовые цены идут вверх, и скорее всего мы увидим рост и в рознице", — считает Аркуша.

Участники "круглого стола" коснулись также формулы цены на нефтепродукты, разработанной ФАС. Эксперты сошлись во мнении, что формула не снизит стоимость нефтепродуктов, а станет лишь неким индикатором для рынка и властей. "Появится некий ценовой индикатор, сейчас такого критерия нет", — отметил Евгений Аркуша. "Формула цены нужна исключительно для установления индикатора, а чтобы цены на бензин снижались, нужно менять экономические условия в этом бизнесе", —добавил президент Российского топливного союза.

По информации ИАЦ "КОРТЕС", в январе—марте на российских биржах доля продажи бензина составила 5% от всех внутренних поставок, дизеля — 7%, керосина—8%. Таким образом, заявленный Федеральной антимонопольной службой желаемый рубеж объема биржевых торгов нефтепродуктами по отношению к внутреннему потреблению в 10% может быть достигнут уже в текущем году, считает Строков. По данным же Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в РФ с 29 марта по 4 апреля выросли на 0,1 %, цены на дизельное топливо не изменились. Повышение цен на бензин Росстат фиксирует десятую неделю подряд.

"