Posted 14 декабря 2004,, 14:04

Published 14 декабря 2004,, 14:04

Modified 16 августа 2022,, 21:35

Updated 16 августа 2022,, 21:35

Не повод

14 декабря 2004, 14:04
Падение мировых цен на нефть не влечет за собой падение стоимости нефтепродуктов в России Уже второй месяц продолжается падение мировых цен на нефть - если во второй половине октября стоимость барреля нефти Brent достигала $52, то сегодня она опустилась до $38. Но, вопреки ожиданиям российских потребителей, столь существенное падение никак не отразилось на внутренних ценах на топливо.

Падение мировых цен на нефть не влечет за собой падение стоимости нефтепродуктов в России

Уже второй месяц продолжается падение мировых цен на нефть - если во второй половине октября стоимость барреля нефти Brent достигала $52, то сегодня она опустилась до $38. Но, вопреки ожиданиям российских потребителей, столь существенное падение никак не отразилось на внутренних ценах на топливо. В лучшем случае они оставались на прежнем уровне, в худшем - продолжали расти.

Сегодня называются разные причины роста цен на нефтепродукты в России, и чаще - рост мировых цен на нефть. На самом деле прямой взаимосвязи между мировыми нефтяными и внутренними "бензиновыми" ценами нет. В отличие от большинства промышленно развитых стран Россия полностью обеспечивает себя собственными энергоресурсами, поэтому ее энергетическая безопасность практически не зависит ни от войны в Ираке, ни от забастовок нефтяников в Венесуэле и вооруженных бунтов в Нигерии. В то же время косвенная связь мировых и внутрироссийских цен, несомненно, существует.

В проведенном недавно OilCapital.ru опросе о причинах высоких цен на нефтепродукты в России близкий по смыслу вариант ответа "из-за высоких мировых цен на нефть" был предложен в такой формулировке: "из-за сокращения предложения на внутреннем рынке за счет увеличения экспорта". И этот ответ стал вторым по популярности (36%). "НиК", впрочем, вряд ли согласится с таким мнением, прежде всего, потому что изъятие таких объемов с внутреннего рынка, которые вызвали бы рост цен на нем, непременно сопровождалось бы появлением дефицита топлива, а этого не происходило: в России нет перебоев с нефтепродуктами и нет очередей на АЗС.

Самым популярным (44%) ответом в нашем опросе о причинах высоких цен на нефтепродукты стал "монополизм нефтяных компаний". Отчасти это так и есть. Внутренний рынок нефтепродуктов для нефтяных компаний - фактически единственный рынок, где они могут влиять на ценовую ситуацию, а значит и единственная возможность хоть как-то компенсировать увеличение налогов на нефтяную отрасль. Так что, популярный в последние думские выборы лозунг - отобрать сверхприбыль у нефтяников - и последующие действия власти в этом направлении ничего не дали народу: пополнив бюджет страны, они при этом стимулировали рост внутренних цен.

В ближайшее время этот фактор может усилиться. Напомним, что с 1 декабря в очередной раз правительство увеличило экспортные пошлины на нефть, однако к этому времени уже изменилась конъюнктура мирового рынка - цены поползли вниз. Компенсировать возросшие объемы выпадающих доходов нефтяники будут снова за счет внутреннего потребителя. И судя по стабильному спросу при нынешних высоких ценах, резервы у этого рынка еще есть. Однако вариант ответа, означающий рост платежеспособного спроса, набрал в нашем опросе наименьшее количество голосов - лишь 7%.

Что касается дальнейших перспектив российского топливного рынка, то сдерживающим фактором роста цен на нем может оказаться разве что "сознательность" нефтяников, которая, как ожидается, повысится по итогам недавней встречи президента России с главой "ЛУКОЙЛа".

OilCapital.ru

"