Posted 14 сентября 2011,, 05:29

Published 14 сентября 2011,, 05:29

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Подряды плывут к "Транснефти"

14 сентября 2011, 05:29
Спор акционеров КТК насчет бюджета консорциума перерос в борьбу за многомиллионные подряды в его морском терминале в Новороссийске Трения между акционерами КТК начались несколько месяцев назад. Камнем преткновения стали строительные контракты на увеличение мощности российской части трубопровода, за которую отвечает "дочка" "Транснефти" "Черномортранснефть".

Спор акционеров КТК насчет бюджета консорциума перерос в борьбу за многомиллионные подряды в его морском терминале в Новороссийске

Трения между акционерами КТК начались несколько месяцев назад. Камнем преткновения стали строительные контракты на увеличение мощности российской части трубопровода, за которую отвечает "дочка" "Транснефти" "Черномортранснефть". Спустя несколько недель после подписания контрактов подрядчики потребовали пересмотреть их стоимость в связи с ростом цен на материалы и инфляцией.

У КОГО БЮДЖЕТ БОЛЬШЕ?

Повышение цены контрактов составило 535 млн руб. (+1,9%), а вся смета "Черномортранснефти" выросла на 2,9% (с $1,1 млрд до $1,13 млрд). "Транснефть" требования подрядчиков поддержала, но некоторые иностранные участники КТК выступили против раздувания бюджета. В ответ монополия предложила сэкономить, заменив в КТК иностранцев на российских специалистов, чьи зарплаты гораздо ниже.

Бюджет проектных работ, за которые отвечает Chevron (расширение резервуарных мощностей и морских сооружений терминала в Новороссийске), раздут, объяснил позицию монополии источник, близкий к "Транснефти": по его словам, с 2009 г. затраты американской компании на проект выросли на 27% — с $715 млн до $911 млн.

Представитель Chevron не стал обсуждать изменение расходов, отказавшись от любых комментариев для этой статьи. Так же поступили представители "Транснефти" и КТК.

ПРОВЕРИЛИ ТЕРМИНАЛ

В марте "Транснефть", как крупнейший акционер КТК, инициировала смену руководства морского терминала в Новороссийске, а в мае — августе провела там аудит, следует из переписки вице-президента монополии Михаила Арустамова с КТК (есть у "Ведомостей").

Проверка выявила ряд нарушений. Все они касаются работы ООО "Ламналко" ("дочка" Lamnalko Ltd из ОАЭ). Эта компания в июне 2010 г. выиграла тендер на 10-летнее техническое обслуживание морских объектов терминала.

Аудиторы "Транснефти" обнаружили, что компания нарушает условия договора в части сроков и объемов оказания услуг, осуществляет бункеровку судов и утилизацию отходов через организации, не имеющие лицензий. Это может привести к штрафам, платить которые придется КТК, и даже к остановке работы терминала, отмечается в справке по итогам проверки (есть у "Ведомостей").

В ходе тендера "Ламналко" преувеличила свои возможности и к тому же запросила завышенную цену, пришли к выводу аудиторы: стоимость 10-летнего контракта с ней — $289,5 млн, что на $9,5 млн больше, чем предлагало ЗАО "Солл-Р", работавшее на терминале предыдущие 10 лет.

КТК может понести необоснованные расходы в размере $25 млн (за весь срок действия контракта), посчитали проверяющие. Точный объем потерь определится после проверки МВД, отмечается в документе. Заявления в правоохранительные органы были поданы в июле, следует из переписки гендиректора КТК Николая Платонова с Арустамовым (есть у "Ведомостей"). Но управление по транспорту МВД по ЮФО, по словам его представителя, проверив КТК, отказало в возбуждении дела за отсутствием состава преступления.

ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ

Цель аудита — заставить "Ламналко" создать стратегическое партнерство с "внучкой" "Транснефти" ООО "Транснефть-сервис", говорит источник, близкий к КТК. Альянс, по его словам, предполагает в том числе выкуп контрольного пакета акций "Ламналко", что позволит "Транснефть-сервису" участвовать в реализации $300-миллионного контракта.

"Ламналко" планировала заключить такой союз с другой компанией. В июне 2010 г. она подписала соглашение о намерениях с ООО "Транспорт и услуги", но оно не нашло денег для оплаты доли (около $50 млн), теперь его место, по словам собеседника "Ведомостей", пытается занять "Транснефть-сервис". Связаться с представителем "Ламналко" не удалось.

Еще одна цель "Транснефть-сервиса" — контракты на обслуживание морских объектов Новороссийского терминала на сумму около $2 млн в год, рассказывает источник, близкий к КТК, и подтверждает человек, близкий к Chevron. Два контракта "Транснефть-сервис" уже получила: в феврале — на оказание услуг по координации ликвидации разливов ($360 000 в год), а в июне — на предоставление судов-накопителей при ликвидации разливов нефти ($200 000).

ОТВЕТНЫЙ УДАР

"Транснефти" важны не только подряды, но и контроль над Новороссийским терминалом, говорит источник, близкий к Chevron. Американская компания всегда управляла им и контролировала все работы, включая перевалку нефти. Но недавно ей пришлось уступить "Транснефти", говорит собеседник "Ведомостей": все работы по расширению КТК компании контролируют вместе.

Контракт на строительство трех из шести резервуаров для хранения нефти (по 100 000 куб. м) достался "Велесстрою", рассказывают два источника, близких к "Транснефти" и Chevron. Стоимость контракта, по словам одного из них, — около $300 млн.

"Велесстрой" — давний партнер "Транснефти" (см. врез). Им владеет кипрская Waveform Investment (данные ЕГРЮЛ на май 2011 г.). Она принадлежит менеджменту, но доли есть и у менеджеров "Транснефти", уверяет источник, близкий к Chevron, не называя имен и долей. Представитель "Велесстроя" традиционно предложил обратиться за комментариями в "Транснефть".

Несколько месяцев назад Chevron усомнилась в квалификации "Велесстроя" и разорвала с ним контракт на строительство резервуаров, говорят два источника, близких к американской компании и "Транснефти".

ПОРА МИРИТЬСЯ

Недавно Chevron и "Транснефть" начали переговоры о возобновлении сотрудничества, говорят источники, близкие к обеим компаниям. Они нацелены на примирение, уверен источник, близкий к КТК: договорились провести повторный совместный аудит Новороссийского терминала. Он пройдет в сентябре, следует из письма вице-президента "Транснефти" Михаила Баркова в КТК (есть у "Ведомостей"). Проверка начнется на днях и скорее всего опровергнет результаты предыдущей, говорит источник, близкий к КТК.

ОРДЕНОНОСЦЫ

"Велесстрой" работал на всех крупных стройках "Транснефти": ВСТО (обе очереди, включая ответвление на Китай), БТС-1 и -2, Пурпе – Самотлор. За вклад в строительство ВСТО президент группы компаний "Велесстрой" Михайло Перенчевич, его первый заместитель Крешимир Филипович и руководитель проекта Златко Пенич награждены орденом Дружбы.

КТК

Оператор нефтепровода Тенгиз — Новороссийск, нефтепровод соединяет месторождения запада Казахстана с российским побережьем Черного моря; протяженность – 1511 км, мощность – 28,2 млн т нефти в год, утвержден план по расширению до 67 млн т к 2014 г. (с возможностью роста до 76 млн).

Акционеры: Россия (31%, пакет в управлении "Транснефти"), Казахстан (20,75%), Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), Lukarco B.V. (12,5%), Mobil Caspian Pipeline Company, Rosneft – Shell Caspian Ventures (по 7,5%), BG Overseas Holding, Eni International N.A. (по 2%), Oryx Caspian Pipeline (1,75%).

МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ КТК

Находится в пос. Южная Озереевка под Новороссийском, введен в эксплуатацию в 2001 г.

Сейчас на терминале работает два выносных причальных устройства (ВПУ) и четыре резервуара (мощностью по 100 000 куб. м).

В рамках проекта расширения планируется строительство еще одного ВПУ, а также шести резервуаров (по 100 000 куб. м). Таким образом, общая вместимость резервуарного парка составит 1 млн куб. м.

Объем экспорта нефти через терминал (8 месяцев 2011 г.) – 21,7 млн т.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 14.09.2011, ОКСАНА ГАВШИНА)

"