Posted 14 июля 2011,, 05:32

Published 14 июля 2011,, 05:32

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Власти запасутся бензином под завязку

14 июля 2011, 05:32
Коммерческие резервы ГСМ помогут бороться с дефицитом и ростом цен Независимая газета Коммерческие резервы автомобильного топлива и авиакеросина начнут создаваться в России уже в ближайшие недели, заявляет глава Минэнерго Сергей Шматко. Таким образом будет реализовано одно из поручений премьера Владимира Путина, данное им в конце прошлой недели на совещании, посвященном развитию нефтегазового комплекса в Киришах.

Коммерческие резервы ГСМ помогут бороться с дефицитом и ростом цен

Коммерческие резервы автомобильного топлива и авиакеросина начнут создаваться в России уже в ближайшие недели, заявляет глава Минэнерго Сергей Шматко. Таким образом будет реализовано одно из поручений премьера Владимира Путина, данное им в конце прошлой недели на совещании, посвященном развитию нефтегазового комплекса в Киришах. Впрочем, эксперты не исключают возникновения дефицита горючего, поскольку бензин и дизтопливо придется откладывать в резерв, фактически снимая его с реализации на рынке.

По словам Шматко, Минэнерго планирует за несколько месяцев создать коммерческие запасы горючего в объеме 2 млн. тонн. Этот резерв появится в июле–августе и будет использоваться при необходимости, например при ликвидации дефицита топлива, возникающего в пиковые периоды потребления, или же при резком росте цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) на внутреннем рынке. Госкомпании «Роснефтегаз» будет поручено закупить и хранить коммерческие запасы топлива. На этот счет правительство примет соответствующее постановление, отметил министр.

Отвечая на вопрос «НГ», каким будет механизм резервирования нефтепродуктов, Шматко заявил, что часть горючего может накапливаться на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), также рассматривается вариант использования для хранения свободных мощностей хранилищ ГСМ, входящих в систему Росрезерва.

«Это будут закупки на рыночных условиях. Наша основная задача – устранить угрозы временных дефицитов и ценовых всплесков», – подчеркнул глава Минэнерго. «Роснефтегаз» – полностью государственное предприятие. Однако на закупку ГСМ для резервов из бюджета он не получит ни копейки. Шматко предположил, что компания либо воспользуется собственными средствами, либо возьмет кредит.

При этом министр не исключил, что «Роснефтегазу» придется работать, что называется, себе в убыток. Это вызвано не только выводом из оборота значительных объемов финансовых ресурсов или затратами компании на обслуживание кредита, но и расходами за хранение топлива на НПЗ, поделился своими сомнениями автор этих строк. «Коммерческие риски «Роснефтегаза» будут учтены и приняты на правительственном уровне», – заверил в ответ Шматко. Получается, что в чистом виде рыночные условия для коммерческих резервов горючего работать не смогут. Государству в том или ином виде придется компенсировать издержки госкомпании.

Еще один риск эксперты видят в возможном образовании дефицита на внутреннем рынке. До 90% бензина, выпускаемого отечественными НПЗ, потребляется в России и только 10% экспортируется. Если задаться целью в ограниченный период времени производить закупку достаточно больших объемов топлива (сотен тысяч тонн), то потребители тут же ощутят его нехватку. А дефицит чреват новым ростом цен на автозаправках. Шматко исключает развитие ситуации по такому сценарию. «Два миллиона тонн – приличный объем резервов. И они не будут создаваться одномоментно», – заявил он «НГ».

Эксперты считают такой подход министра оправданным. «Все зависит от сроков формирования резервов. Если речь идет о месяце или двух, то дефицит неизбежен, но если говорить о более долгосрочном периоде (например, более шести месяцев), то, на наш взгляд, создание резервов ГСМ в обозначенном объеме не грозит рынку серьезными последствиями», – считает гендиректор компании Rail Garant Роман Котенко.

Со своей стороны, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк напоминает, что для современных грузовиков требуется дизтопливо, соответствующее экологическому классу выпускаемых машин. «Если требования для новых грузовиков с 2012 года будут, как заявлено, не ниже класса евро-4, то необходимо создавать запасы такого топлива. К дефициту топлива это, вероятно, не приведет, поскольку пока таких машин не так много. А легковые дизели в России не слишком распространены», – подчеркнул Шарапанюк.

Впрочем, гендиректор компании AsstrA Transport Олег Гребенько в беседе с «НГ» отметил, что идея создания коммерческого запаса топлива ему пока не совсем понятна. «Запас сам по себе не решает в долгосрочной перспективе проблему дефицита ГСМ. А в логистике запас является отрицательным фактором, который связывает капитал и снижает экономические показатели», – пояснил эксперт. В то же время, если правительству все-таки удастся найти формулу, которая позволит благодаря созданию запаса сделать рынок более стабильным, транспортные компании будут только рады. «Для нас, использующих в основном коммерческий транспорт, работающий на дизеле, более актуально выглядит создание запаса дизельного топлива», – пояснил он.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 14.07.2011, ИГОРЬ НАУМОВ)

"