Posted 14 июня 2016,, 10:58

Published 14 июня 2016,, 10:58

Modified 16 августа 2022,, 21:44

Updated 16 августа 2022,, 21:44

Профессиональный взгляд на проблему контрафактного топлива

14 июня 2016, 10:58
В Москве прошел круглый стол, посвященный мерам борьбы с контрафактом на топливном рынке страны. Инициатором мероприятия выступила компания «Газпромнефть-Региональные продажи». Главная проблематика круглого стола – масштаб проблемы, вред, который суррогат наносит экономике и экологии и меры, которые помогут обуздать этот бич рынка.

В Москве прошел круглый стол, посвященный мерам борьбы с контрафактом на топливном рынке страны. Инициатором мероприятия выступила компания «Газпромнефть-Региональные продажи». Главная проблематика круглого стола – масштаб проблемы, вред, который суррогат наносит экономике и экологии и меры, которые помогут обуздать этот бич рынка.

Масштабы бедствия

Участники круглого стола были вынуждены признать, что объемы фальсификата на российском топливном рынке продолжают оставаться значительными. Так, по словам Алексея Ефимова, заместителя начальника отдела государственного надзора Росстандарта, от граждан ежегодно поступает до 500-800 жалоб на плохое качество топлива, все они проверяются ведомством. Помимо стандартных плановых и внеплановых проверок (1625 по итогам прошлого года), в 2015 г. Росстандарт провел 2077 специальных проверок по поручению президента РФ. Общий объем выявленных нарушений составил 42%, при этом их основная масса приходится на независимые АЗС. Проверка проводилась по всем видам топлива (дизельного и бензина), на соответствие документации (891 или 24% выявленных нарушений), физико-химическим свойствам (717 или 19%), также проходили метрологические замеры по так называемому недоливу (420 или 11%). Лидируют по числу выявленных нарушений Приволжский, Северо-Западный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.

По информации Росстандарта, нарушения Техрегламента в части физико-химических показателей моторного топлива выявлены на 652 АЗС. Главным образом это несоответствия автомобильного бензина и дизельного топлива по массовой доле серы, температуре вспышки в закрытом тигле и октановому числу.

По оценкам независимого агентства «Аналитика товарных рынков», наиболее острой проблемой для российского рынка является использование в качестве заменителей дизельного топлива высокосернистых средних дистиллятов.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, также выступивший на семинаре, уверен, что без принятия системных мер проблема фальсификации топлива не может быть решена. «Некачественное топливо – это недобросовестная конкуренция. Не будем скрывать, что многие участники рынка вольно или невольно замешаны в делах, связанных с контрафактом. Причем у появления на рынке контрафактных бензина и дизеля разные причины. Проблема заключается в том, что под видом дизеля продаются совсем другие продукты: раньше это было печное бытовое топливо, потом появилось судовое маловязкое топливо, сейчас на рынке еще десятки названий. С этим пытались бороться экономическими методами: в частности, введением в 2011 году акцизов на печное бытовое, но тогда судовое маловязкое осталось без акциза и его производство за последние годы выросло в 4 раза. С января 2016 года введен акциз на средние дистилляты, объединивший все эти топлива. Но были допущены ошибки в определении характеристик средних дистиллятов, прописанных в Налоговом кодексе. Не так давно в Минэнерго прошло большое совещание, на котором было решено обратиться в Минфин с целью внесения необходимых изменений. Что касается бензина, на рынке совершенно другая ситуация, в процессе оборота топлив на этапах хранения и перевалки происходит фальсификация топлива и подделка документов. Обороты контрафактного топлива в России огромные», – отметил Аркуша.

По его мнению, анализ результатов комплексных проверок характеристик моторных топлив, проведенных в 2015 г. Генеральной прокуратурой совместно с Росстандартом, выявили недостаточную эффективность существующей системы контроля. Проверялись, в основном, объекты конечной реализации – АЗС, без выявления организаторов и производителей фальсифицированных топлив. Средний размер штрафа за одно нарушение составил всего 28 тыс. рублей, приостановка деятельности нарушителей не применялась. В ряде случаев не хватало полномочий и ресурсов контрольно-надзорного органа для выведения фальсифицированного топлива из оборота. Предлагаемые Росстандартом проекты новых нормативно-правовых актов сводятся к ужесточению ответственности за реализацию некачественных нефтепродуктов на заправках за счет введения оборотных штрафов. Аркуша считает, что таким образом проблема не будет решена. Российский топливный союз предлагает комплекс экономических и административных мер для предотвращения появления на российском топливном рынке контрафактной продукции.

Откуда берется суррогатный дизель

По информации Михаила Турукалова, директора по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков», в России наблюдается профицит дизельного топлива экологического класса 5. «Менее 50% производимого на российских НПЗ дизтоплива класса 5 отгружается на внутренний рынок, остальной товар экспортируется. Таким образом, весь внутренний спрос на дизельное топливо может быть обеспечен товаром класса 5. Тем не менее, в России ежегодно потребляется около 10 млн тонн суррогатного дизельного топлива (высокосернистых средних дистиллятов)», – рассказал в ходе круглого стола Турукалов.

По его информации, основной объем такого товара поступает на внутренний рынок с нескольких крупных и нескольких десятков малых и средних НПЗ. Причина широкого использования высокосернистых средних дистиллятов в качестве заменителей дизельного топлива носит сугубо экономический характер: этот продукт дешевле заводского дизеля за счет легальной возможности не уплачивать акциз на средние дистилляты путем незначительного изменения характеристик топлива. Кроме того, высокосернистые заменители дизельного топлива дешевле возить по железной дороге за счет возможности их транспортировки под кодом «дистиллята газового конденсата».

В этой связи, по мнению Михаила Турукалова, оптимальным решением проблемы использования высокосернистых средних дистиллятов в качестве заменителей дизтоплива является комплекс экономических и административных мер, препятствующих поступлению на внутренний рынок такого суррогата и ликвидирующих его ценовое преимущество перед дизельным топливом класса 5. В частности, следует четче сформулировать в Налоговом кодексе критерии средних дистиллятов, чтобы производители этого товара не могли легально выводить его из-под акциза. Кроме того, необходимо исключить возможность перевозки ж/д транспортом высокосернистых средних дистиллятов по сырьевым тарифам».

В то же время проблема кустарного производства автомобильного бензина из прямогонного, по мнению Турукалова, в России практически решена. Во-первых, благодаря наличию на внутреннем рынке достаточного количества качественного заводского товара, и, во-вторых, благодаря высокой цене на компоненты для производства суррогатного бензина. Так, по его информации, в январе и феврале 2016 г. доля бензина класса 5 в структуре производства превышала 90%.

«Переход на производство для внутреннего рынка бензина класса 5 состоялся. Запрет класса 4 с июля не должен создать проблемы российскому рынку бензина», – утверждает Михаил Турукалов.

ВИНКи ставят свои барьеры суррогату

По словам Сергея Бараблина, директора Центрального филиала «Газпромнефть-Региональных продаж», сейчас на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов происходят серьезные структурные изменения. В клиентских портфелях ВИНК растет доля промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Компании этих сегментов предъявляют высочайшие требования к качеству нефтепродуктов – не в их интересах нести убытки из-за поломок дорогостоящей техники. «Мы учитываем эти факторы. Выстроенная в компании система контроля работает на нашу репутацию надежного поставщика высококачественного топлива. Согласно прогнозам аналитиков, в будущем федеральными топливными операторами все активнее будут использоваться различные неценовые методы конкуренции – совершенствование системы топливных поставок, контроля качества, онлайн-администрирование и другие», – заявил Сергей Бараблин.

Еще в 2014 г. ведущая российская ВИНК создала специализированное предприятие «Газпромнефть-Лаборатория», действующее по принципу независимого контролера и обеспечивающее сохранность качества топлива во всех регионах присутствия компании. В активе предприятия – 29 передвижных и 11 стационарных лабораторий. Специалисты компании ежемесячно проверяют до 9-10 тыс. проб нефтепродуктов. Цель – свести к минимуму риск проникновения некондиционного топлива в сбытовую сеть структуры региональных продаж «Газпром нефти». В июне прошлого года в компании принят новый стандарт управления качеством, устанавливающий требования по более глубокой проверке нефтепродуктов, чем предусматривают Технический регламент Таможенного союза. Проверка свойств нефтепродуктов в региональной сбытовой структуре «Газпром нефти» идет на всех этапах: при отгрузке с нефтезавода, при получении продукции на нефтебазе, во время хранения и транспортировки. Прибывающее на нефтебазу топливо имеет паспорт качества производителя на соответствие ГОСТу и стандартам Техрегламента. При приеме партии осуществляется входной контроль качества в испытательной лаборатории. После производится отбор проб из резервуара. Каждая партия нефтепродуктов, вышедшая с нефтебазы, сопровождается паспортом качества, в котором указаны основные характеристики данной партии топлива. Современные мобильные лаборатории позволяют проводить экспресс-анализ топлива и оперативно контролировать качество нефтепродуктов в режиме реального времени. Сеть передвижных и стационарных лабораторных комплексов, плавающий график внеплановых проверок на АЗС и паспортизация продукции на всех этапах поставки формируют систему проактивного управления качеством нефтепродуктов. Она сводит к минимуму человеческий фактор, а также страхует цепочку поставок от любых попыток проникновения фальсификата. «Мы не только строго следим за качеством нашего продукта, мы еще и воспитываем рынок, – отметил в ходе круглого стола Виктор Чуяков, генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатории». – После того, как мы внедрили такую систему в структуру региональных продаж «Газпром нефти», мы увидели, что число попыток «подсунуть» нам некондиционное топливо на одном из этапов движения продукта резко сократилось – с 76 случаев в перовом квартале 2015 года до 8 в последнем».

Вполне объяснимо, что на объектах крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) нарушения практически не встречаются. ВИНКи дорожат своей репутацией, поэтому приобрести контрафакт на заправках нефтяных компаний маловероятно. В первую очередь, проблема некондиционных нефтепродуктов наиболее типична для мелких производителей и продавцов автомобильного топлива. Однако во многих случаях автозаправки сами оказываются в роли пострадавших, когда некачественно топливо попадает к ним с нефтебаз в сопровождении поддельных документов под видом официальных, либо в результате подмены топлива на некачественное в процессе его транспортировки бензовозами. В любом случае, продавая суррогатную продукцию – сознательно или нет – автозаправка рискует быть наказанной контролирующими органами. Поэтому со своей стороны малому и среднему бизнесу необходимо также устанавливать защитные барьеры на пути суррогата. Только совместные действия всех игроков топливного рынка приведут к существенным положительным изменениям в системе производства и сбыта ГСМ.

"