Posted 14 мая 2010,, 06:54

Published 14 мая 2010,, 06:54

Modified 20 августа 2022,, 20:28

Updated 20 августа 2022,, 20:28

Маршрут для "легкого" потока

14 мая 2010, 06:54
Определяются трассы будущих магистральных продуктопроводов для транспортировки нефтехимического сырья НЕФТЬ И КАПИТАЛ Федеральное правительство, кажется, всерьез взялось за решение проблем отечественной нефтегазохимии. В ноябре Минэнерго России намерено приступить к разработке плана развития отрасли до 2020 года на основе предложений, которые должны представить заинтересованные стороны — нефтяники, нефтехимики, транспортники.

Определяются трассы будущих магистральных продуктопроводов для транспортировки нефтехимического сырья

Федеральное правительство, кажется, всерьез взялось за решение проблем отечественной нефтегазохимии. В ноябре Минэнерго России намерено приступить к разработке плана развития отрасли до 2020 года на основе предложений, которые должны представить заинтересованные стороны — нефтяники, нефтехимики, транспортники.

Одними из первых свои соображения относительно будущего устройства отрасли представили крупнейшие отечественные нефтехимические компании — "СИБУР-Холдинг" и "ТАИФ". Они предлагают варианты маршрутов магистральных продуктопроводов, которые должны обеспечивать транспортировку важнейшего сырья для нефтехимии — широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) из Сибири в европейскую часть страны. Однако эти маршруты не совпадают. "СИБУР" продвигает проект строительства продуктопровода из Уренгоя до берегов Балтики, где компания (в случае поддержки ее предложений федеральным правительством) готова построить крупнейший в России нефтехимический комплекс. "ТАИФ" отстаивает идею восстановления с одновременной модернизацией и наращиванием мощностей выведенного из строя в результате аварии в 1989 году продуктопровода Белозерск — Сургут — Тобольск — Тюмень — Уфа — Миннибаево — Нижнекамск и его продления до Балтики. Одним из главных достоинств этого варианта является то, что он удовлетворяет интересы не одной компании, а всей действующей на этом маршруте нефтехимии России. В инициативах "СИБУРа" нефтехимиков Татарстана больше всего волнует временной люфт между вводом нового перерабатывающего комплекса и продуктопровода. Если оба этих проекта начать реализовывать одновременно (а речь идет именно о таком подходе, который авторы проекта называют "комплексным"), продуктопровод будет готов раньше завода и как минимум на пять-семь лет станет экспортной магистралью для легких углеводородов.

Впрочем, в любом случае предложения "СИБУРа" оставляют действующие нефтехимические предприятия страны без самого эффективного сырья. Если, конечно, государство не решит одновременно финансировать и вести строительство еще одного магистрального продуктопровода — для действующей нефтехимии. Что проблематично: слишком это дорогие объекты.

Маршрут для "легкого" потока. Определяются трассы будущих магистральных продукто проводов для транспортировки нефтехимического сырья

Основным сырьем для производства базовых продуктов неф техимии являются получаемый при переработке нефти прямогонный бензин и ШФЛУ, извлекаемая в основном из попутного нефтяного газа. Ряд производств базируется на этане — компоненте природного газа. Из этих видов сырья вырабатываются этилен, пропилен, дивинил, бензол, изобутилен, изопентан, дальнейший передел которых позволяет получать самые разнообразные виды пластмасс, каучуков и волокон.

В перечисленном выше сырьевом наборе самым эффективным для нефтехимии является ШФЛУ и его отдельные фракции (бутан, пентан, пропан). Что интересно, в России это большой дефицит. И не потому, что таких ресурсов в стране нет. Их более чем достаточно. Просто значительная часть содержащего ШФЛУ попутного нефтяного газа сжигается на факелах без всякой переработки.

С мертвой точки

Сырьевая проблема — не единственная для отечественной нефтехимии. Отрасль критически недоразвита, как по своей мощности, так и по глубине передела первичных углеводородов.

Начавшееся в 60-х годах ХХ века создание современной крупнотоннажной нефтехимической промышленности через 20 лет было практически полностью остановлено. Последние из планировавшихся во времена СССР мощных нефтехимических комплексов в Тобольске и Чайковске (Пермская область) были ограничены строительством газо фракционирующих установок без каких-либо разработанных планов продолжения проектов и создания в будущем производств высокого передела. Вся действующая нефтехимия страны, кроме татарстанской, до сих пор базируется на установках ЭП конструкции конца 60-х — начала 70-х годов с незначительной единичной мощностью (60-300 тыс. твг) и крайне низкой глубиной переработки. Соответственно, на выходе эти предприятия получают продукцию с низкой добавленной стоимостью.

Еще хуже обстоят дела с системой продуктопроводов, обеспечивающих поставку сырья для нефтехимии из районов добычи углеводородов. Она практически вообще не развивалась с советских времен.

Перечисленные факторы стали причиной дефицита в России целого ряда ценных продуктов, в частности высококачественных марок этиленпропиленовых, бутадиеновых и бутадиен-стирольных эластомеров и каучуков, полиуретановых комплексов пластмасс, акрило-нитрильных пластмасс (в том числе АБС-пластиков), современных видов нейлонов и капролактамов, сверхмолекулярных полиэтиленов. До 2008 года отсутствовало производство уникальной "инженерной" пластмассы — поликарбонатов (первый и единственный пока в России завод поликарбонатов введен на "Казаньоргсинтезе").

Факт стагнации отрасли был официально признан на совещании по вопросу развития российской газо- и нефтехимии, прошедшем в ноябре 2009 года в Нижнекамске под председательством премьер-министра РФ Владимира Путина. Министр энергетики Сергей Шматко в своем выступлении констатировал, что облик отечественной нефтехимии с начала 90-х годов значительно не изменился, и планы по строительству продуктопроводной инфраструктуры развития не получили. Оценив сложность ситуации, правительство, по словам министра, решило активно вмешаться в процесс. Увеличение глубины переработки и обеспечение развития сбалансированной по мощностям и товарно-сырьевым потокам нефтехимической отрасли Шматко назвал одной из основных государственных задач на ближайшую перспективу. В рамках ее реализации предстоит создать высокотехнологичные мощности и развитую сеть продуктопроводов, эффективные экспортные каналы конкурентоспособной продукции, существенно увеличить потребление нефтехимической продукции на внутреннем рынке. Реализовываться эти проекты должны на условиях государственно-частного партнерства. На ноябрьском совещании Владимир Путин вполне определенно дал команду Шматко и своему заместителю Игорю Сечину без промедления взять ситуацию под контроль.

Судя по всему, это поручение начали выполнять. В феврале при Минэнерго была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители заинтересованных министерств и ведомств, а также топ-менеджеры крупнейших нефтяных и нефтехимических компаний. Ей предписано "до 12 ноября 2010 года подготовить и представить предложения по формированию плана развития газохимии и нефтехимии России на период до 2020 года". Всем заинтересованным сторонам предложено изложить свой взгляд на вопрос сырьевого обеспечения нефтехимических предприятий и развития инфраструктуры по транспортировке ШФЛУ.

Другой путь

Свои соображения на этот счет представила и группа "ТАИФ", в структуру которой входят крупнейшие предприятия нефтехимического комплекса Татарстана. По ее оценке, проблема сырьевого обеспечения отечественной нефтехимии может быть решена только при одновременной реализации крупных проектов на трех взаимосвязанных направлениях. Первое — организация первичной переработки всего добываемого попутного нефтяного газа с извлечением ШФЛУ. Второе — строительство государственных магистральных продуктопроводов для транспортировки ШФЛУ. Третье — создание новых современных нефтехимических мощностей для переработки ШФЛУ. Такой комплексный подход, как правило, открывает свободный доступ к мировым кредитным ресурсам, утверждают в "ТАИФе".

В то же время обеспечить утилизацию и переработку всего добываемого ПНГ можно только при заинтересованности в этом нефтяных компаний и жесткой государственной политике на данном направлении. Но, считают в "ТАИФе", инициативу нефтяников полностью исключает отсутствие магистральных продуктопроводов для транспортировки ШФЛУ из Сибири к крупным нефтехимическим комплексам, способным принять и переработать эти объемы. По мнению гендиректора "ТАИФа" Альберта Шигабутдинова, ситуация сдвинется с мертвой точки только в том случае, если федеральное правительство примет решение о начале финансирования развития сети продуктопроводов и одновременно законодательно введет запрет на сжигание ПНГ. А затем, возможно, и сформирует условия, при которых добывающим компаниям будет невыгодно экспортировать нефть и газ, не выделив из них предварительно компоненты ШФЛУ для их дальнейшей продажи и переработки (как сделано, например, в США). И это, пожалуй, уже можно будет назвать реальной госполитикой.

В этих новых условиях станет необходимой и востребованной консолидация интересов нефтяных и нефтехимических компаний. Например, через создание СП.

"СИБУР" начертил "Хорду"

И хотя никаких решений властью пока не принято, конкуренция нефтехимических компаний по поводу возможных маршрутов будущих магистральных продуктопроводов уже началась.

Так, "СИБУР" предлагает построить на берегу Балтийского моря крупнейший в России и Европе экспортно-ориентированный нефтехимический комплекс мощностью 3,5 млн твг олефинов и протянуть к нему отдельный продуктопровод для транспортировки ШФЛУ с месторождений северной части Западной Сибири протяженностью более 3,5 тыс. км и мощностью по ШФЛУ 5,5 млн твг. Проект строительства такого продуктопровода, получивший название "Хорда", в течение последних двух лет "СИБУР" разрабатывал совместно с ТНК-BP. Поставляемые по нему легкие углеводороды будут распределяться по двум направлениям: к будущему нефтехимическому комплексу "СИБУРа" и для обеспечения морских экспортных отгрузок сжиженных углеводородных газов через порты Балтики. Возможный срок ввода уже определен — после 2015 года.

"СИБУР" утверждает, что "Хорда" стимулирует нефтедобывающие компании Западной Сибири к утилизации ПНГ, поскольку позволяет им увеличить доход от реализации легких углеводородов. Кроме того, он имеет существенные преимущества перед альтернативными проектами строительства или восстановления продуктопроводов, предусматривающими только локальные поставки (надо полагать — на действующие нефтехимические комплексы страны). Так, "СИБУР" категорически против восстановления старого продуктопровода из Западной Сибири в европейскую часть страны, которое продвигает Татарстан. По его оценке, это "объективно затруднено", так как в настоящее время продуктопровод эксплуатируется на участках Белозерный ГПК –Нижневартовский ГПК — Южно-Балыкский ГПК — Тобольский НХК с полной загрузкой, и свободные мощности для транспортировки дополнительных объемов ШФЛУ отсутствуют. Здесь следует уточнить, что все перечисленные предприятия контролируются "СИБУРом" и "Юграгазпереработкой", совместным предприятием "СИБУРа" и ТНК-BP.

"ТАИФ": маршрут "экономный"

"ТАИФ" действительно предлагает в первую очередь не строить новый, а восстановить действовавший во времена СССР и выведенный из строя в результате аварии продуктопровод на участке Тюмень — Уфа — Нижнекамск, увеличив при необходимости его пропускную способность. Для этого следует провести замену старых труб на трубы большего диаметра и установить более мощные насосные станции. "Даже если придется поменять трубы по всему выведенному из строя участку трассы, это будет гораздо дешевле нового строительства и значительно быстрее в реализации", — утверждает глава "ТАИФа" Альберт Шигабутдинов. Действительно, в этом случае исключаются поиск и проектирование трассы, отвод земель, проведение изыскательских работ по всему маршруту (в архивах проектных институтов и у бывшего собственника имеется полноценный рабочий проект с результатами проводимых ранее изысканий), региональные согласования по экологической и противопожарной безопасности. То есть комплекс работ, занимающих обычно около 40% времени при реализации подобных проектов. На восстановление потребуется всего тричетыре года. Строительство же трубы по "голой" трассе займет порядка пяти-семи лет и обойдется значительно дороже.

Кроме того, как утверждает Шигабутдинов, восстановление старого маршрута обеспечит отдачу буквально сразу после ввода продуктопровода в эксплуатацию — и для нефтяников, и для нефтехимиков, и для государства. И не экспортом сырья, а российским потенциалом продукции с высокой добавленной стоимостью. Реализация же инициативы "СИБУРа" приведет действующие нефтехимические комплексы России к стагнации.

При этом, как отмечают в "ТАИФе", в краткосрочной перспективе идея "СИБУРа" сводится к стремлению экспортировать огромные объемы дефицитного для отечественной нефтехимии сырья. По расчетам "ТАИФа", строительство продуктопровода протяженностью займет минимум пять-семь лет, а создание нефтехимического комплекса соответствующей мощности — не менее десяти лет, а то и все пятнадцать. То есть неизбежно возникнет временной разрыв между вводом трубы и пуском перерабатывающих заводов. "Они планируют несколько лет использовать трубу для экспорта ШФЛУ или ее фракций. Вероятно, чтобы заработать денег на строительство комплекса. Еще неизвестно, будет ли комплекс, но если трубу дотянут до моря, то пустой она не останется, — рассуждает Шигабутдинов. — То есть действующей нефтехимии ничего не перепадет".

"ТАИФ", в свою очередь, предлагает варианты, которые могут устроить все заинтересованные стороны, включая "СИБУР". Первый предусматривает восстановление неэксплуатируемого участка старого продуктопровода Тобольск — Нижнекамск (1,4 тыс. км) с мощностью на входе 8-10 млн твг и продление его до Нижнего Новгорода (с отводом на башкирский куст предприятий) и далее до Балтики. В этом случае "СИБУР" получит свои 5,5 млн твг ШФЛУ, но сырье достанется и другим заводам. К тому же, имея столь мощную транспортную магистраль, можно будет дополнительно перерабатывать не 10-12 млрд м3 ПНГ, как предусматривает проект "Хорда", а 30-40 млрд, то есть втрое больше. Этот вариант обеспечивает превращение в полимеры большей части добываемого в Сибири ПНГ непосредственно в России.

Второй вариант предполагает реализацию проекта "Хорда", но с мощностью трубы на входе не менее 8 млн твг и с ответвлением на Казань и далее в Нижнекамск (мощностью 3-3,5 млн твг). Третий — одновременное строительство нового продуктопровода и восстановление неэксплуатируемого участка старого. Если, конечно, госбюджет это осилит. В том, что основным заказчиком данного инфраструктурного проекта должно стать государство, у конкурентов расхождений нет.

По мнению "ТАИФа", какой бы вариант ни был выбран, проектные и строительные работы должны вестись в соответствии с постановлением федерального правительства. За счет госбюджета (или под гарантии правительства) должно быть обеспечено порядка 75% капвложений в проект, остальные 25% инвестируют другие заинтересованные участники (нефтяные, нефтехимические, транспортные компании). После ввода трубопровода в эксплуатацию государство (в лице госструктуры, профессионально занимающейся эксплуатацией магистральных трубопроводов) должно взять продуктопровод полностью в свою собственность. Инвестиции других участников проекта могут быть компенсированы, в частности, предоставлением им на определенный период льготного тарифа на пользование продуктопроводом.

Свой интерес

Надо сказать, что "ТАИФ" претендует на 3-3,5 млн твг западносибирской ШФЛУ. То есть менее чем на пятую часть объемов, которые теоретически можно получить при переработке всего сжигаемого сегодня в регионе ПНГ. Мощности по переработке 3 млн твг ШФЛУ в Татарстане уже существуют, но из-за нехватки сырья они простаивают или используются крайне неэффективно.

Гарантированные долгосрочные поставки ШФЛУ в названных объемах позволили бы нарастить базовые этиленовые мощности в Татарстане к 2015 году с нынешних 1,2 млн до 3-3,5 млн твг и, соответственно, организовать выпуск сопутствующих продуктов, а еще через четыре-пять лет — создать новые производства всего набора современных пластмасс (в том числе и не производящихся сегодня в России). "Если эти объемы сырья будут гарантированы (что возможно только при наличии продуктопроводов), мы за то время, пока будет идти восстановление продуктопровода, обеспечим их прием и переработку, расширив и модернизировав мощности, — сказал "НиК" Альберт Шигабутдинов. — Но для этого гарантии должны быть очень серьезными. Например, в виде компенсации в случае срыва поставки сырья всех затрат на модернизацию и развитие".

Если же решение о маршруте будет принято не в пользу Татарстана, это замедлит и усложнит развитие отрасли. Утвержденная Совбезом республики в марте 2010 года Государственная программа развития нефтехимического комплекса РТ до 2015 года на 70% базируется на собственных сырьевых ресурсах ("прямогонка", сжиженные газы, этан), которые будут производиться при глубокой переработке нефти на "ТАИФ-НК" и "ТАНЕКО". Это обеспечит рост производства олефинов, но до значительно меньших объемов, чем при наличии "трубопроводной" ШФЛУ.

"