Posted 14 апреля 2009,, 06:53

Published 14 апреля 2009,, 06:53

Modified 16 августа 2022,, 21:55

Updated 16 августа 2022,, 21:55

Ориентируясь на конечного потребителя,

14 апреля 2009, 06:53
«Биаксплен» вовремя консолидировал две трети российского производства БОПП-пленки К началу 2009 года цены на полимерные материалы (полиэтилен, полипропилен и т. п.) резко снизились вслед за сокращением спроса на эту продукцию. Казалось бы, чего тут хорошего: нефтехимики несут убытки, мощности незагружены, персонал — в отпусках.

«Биаксплен» вовремя консолидировал две трети российского производства БОПП-пленки

К началу 2009 года цены на полимерные материалы (полиэтилен, полипропилен и т. п.) резко снизились вслед за сокращением спроса на эту продукцию. Казалось бы, чего тут хорошего: нефтехимики несут убытки, мощности незагружены, персонал — в отпусках. Но снижение цен оказалось выгодно потребителям полимерных материалов, точнее тем из них, чья продукция продолжает пользоваться устойчивым спросом. И если учесть, что наиболее стабильно среди отраслей экономики России сегодня работает пищевая промышленность, чей потребитель — желудок — точно конечный, то выигравших от снижения цен на полимеры вычислить несложно. Это производители упаковочных материалов для продуктов питания, в первую очередь — БОПП-пленок.

Данный сегмент нефтехимической промышленности существует в России немногим более 5 лет, но за это время отечественные производители уже смогли на 90% заместить своей продукцией импорт. И на этом не успокоились: прошлой осенью нижегородская компания «Биаксплен» консолидировала под своим началом примерно две трети российского производства БОПП-пленок и теперь готовится выйти на рынок Европы.

В последние 10-15 лет безусловным лидером на мировом рынке упаковочной продукции являются БОПП — биаксиальноориентированные полипропиленовые пленки. В них упаковывают все, и в первую очередь продукты питания: характеристики БОПП-пленок делают их почти универсальными для этих целей. Они устойчивы к диффузии паров воды, химически и биологически инертны, хорошо выдерживают низкие температуры, обладают незначительной плотностью (см. «Пленка пленке рознь»). Перспективы рынка полимерных пленок отечественный бизнес оценил сравнительно недавно — самым «урожайным» на проекты создания производств БОПП-пленки стал 2003 год: совокупная мощность заводов (только первых очередей), заявленных несколькими компаниямисоставила 100 тыс. твг, их стоимость превысила $140 млн.

Наперегонки

Вплоть до ввода в строй новых отечественных производств БОППпленки практически весь объем этих материалов импортировался, в том числе 80% — из стран дальнего зарубежья. В России работал небольшой завод «Полимерконтейнер» в поселке Некрасовка в Подмосковье, выпускавший ограниченный ассортимент пленок. Кроме того, три производства действовало на территории СНГ: Могилевский завод искусственного волокна, Киевский завод полимерных материалов и украинско-словацкое СП «Луцхим».

К 2003 году у российского бизнеса сложилось понимание того, что строительство собственных мощностей по производству БОПП-пленок является весьма выгодной инвестицией, ведь продукция собственного производства могла быть на 20-30% дешевле импорта (за счет экономии на транспортировке и таможенных выплатах) и успешно с ней конкурировать, не уступая по качеству. Поэтому практически синхронно прозвучали намерения нескольких компаний осваивать этот сектор переработки полимерного сырья.

В июле 2003 года «НОВАТЭК» подписал с немецкой фирмой Bruckner Maschinenbau GmbH контракт на поставку оборудования для технологической линии (рабочая ширина пленки 8,2 м) для строящегося в Новокуйбышевске завода по выпуску БОПП-пленки мощностью 24 тыс. тонн в год. Проект оценивался в $40 млн. Уже в августе аналогичный по параметрам оборудования контракт с Bruckner Maschinenbau заключила группа компаний «Евромет», решившая построить под Каширой собственный завод БОППпленки (новое предприятие получило название «ЕвроМетФилмс»). А 8 сентября 2003 года ЗАО «Корпорация «ГриНН»» из Курска объявило о подписании контракта с французским производителем DMT на поставку оборудования для двух технологических линий мощностью по 17,25 тыс. твг.

Тогда же, в сентябре 2003 года, о строительстве собственного производства БОПП-пленки в поселке Гидроторф Балахнинского района Нижегородской области объявила московская компания «Мосимпекс Сервис Лтд.». Была учреждена компания «Биаксплен», которая подписала с DMT контракт на поставку оборудования для одной технологической линии (рабочая ширина пленки 6,6 м) мощностью 16,56 тыс. твг. Стоимость проекта составила $21 млн, для его финансирования при посредничестве Газпромбанка были привлечены кредиты французского банка Natexis Banques Populaires. Строительство на производственной площадке бывшего завода железобетонных изделий началось в октябре 2004 года.

По всей видимости, в 2003 году к строительству в России собственного завода БОПП-пленки мощностью 18 тыс. твг приступил также международный концерн BeePack Group, с 1999 года поставляющий на российский рынок импортные пленочные материалы. Новое предприятие, созданное на оборудовании Bruckner Maschinenbau и производственной базе завода «Рострубпласт» в подмосковном городе Железнодорожный, получило название «РосЕвроПласт».

Меньше чем через два года заявленные проекты уже заработали. В феврале 2005 года состоялся пуск курского завода «ГриНН» («ГриННПластик»), в конце мая стартовал завод «РосЕвроПласт», в конце июня того же года был запущен «НОВАТЭК-полимер», и последним — в августе — завод «Биаксплен» в Нижегородской области.

Борьба за потребителя

Очевидно, что сформировавшийся к концу 2005 года новый сегмент переработки полимерного сырья оказался высококонкурентным, так как все пять новых предприятий имели примерно равные производственные мощности и почти аналогичное оборудование. Кроме того, предприятия были сосредоточены географически достаточно близко друг к другу и к основным центрам потребления БОПП-пленок: Москве и Санкт-Петербургу. В тот момент единственным инструментом конкурентной борьбы новых заводов могло стать лишь наращивание объемов продукции и расширение ассортимента.

В начале 2006 года вошел в строй подмосковный завод «ЕвроМетФилмс» мощностью 24 тыс. твг. А конкуренты приступили к увеличению своих производственных возможностей. В декабре 2006 года вторую линию на 17,5 тыс. твг запустил «ГриНН-Пластик» в Курске, а балахнинский «Биаксплен» приступил к монтажу своей второй линии аналогичной мощности. Ее запуск позволил бы «Биаксплену» сравняться по мощности с «ГриНН-Пластиком» и довести свою долю на рынке до 25%.

Такая пропорция могла бы сохраняться достаточно долго, тем более что отечественным компаниям удалось вытеснить из России иностранных поставщиков БОППпленки, а введенные мощности позволяли не только удовлетворять внутренний спрос, но и осуществлять поставки за рубеж. Однако борьба российских производителей БОПП-пленки за потребителя на внутреннем и внешнем рынках снижала рентабельность и увеличивала срок окупаемости инвестиций. Чтобы избежать такого эффекта, «Биаксплен» пошел по пути консолидации отрасли.

В конце декабря 2007 года компания приобрела у «Корпорации «ГриНН» курский завод «ГриННПластик», переименованный в «Биаксплен-К», а спустя месяц — в январе 2008 года — запустила на собственном заводе в Нижегородской области вторую технологическую линию мощностью 17,5 тыс твг, рассчитанную на выпуск девятислойной БОПП-пленки. И, наконец, 29 сентября 2008 года предприятие объявило о завершении приобретения у BeePack Group завода «РосЕвро Пласт» в Железнодорожном. Таким образом, меньше чем за год «Биаксплен» нарастил свои производственные мощности более чем в 5 раз, доведя их до 87 тыс твг.

В ноябре 2008 года в российских СМИ была распространена информация, что «Биаксплен» приобрел и завод «НОВАТЭК-полимер», однако, как сообщила «НиК» заместитель руководителя департамента экспортных операций «Биаксплена» Наталья Малькова, данная информация не соответствует действительности. Не подтверждает информацию о продаже завода и «НОВАТЭК». Собственно «Биаксплену» такое приобретение не пойдет на пользу — в этом случае под контролем компании окажется около 90% всех российских мощностей по производству БОПП-пленки, поэтому сделку придется согласовывать с ФАС.

Дальше — больше

Эффективность выбранной «Биакспленом» стратегии очевидна. Выкупив заводы у конкурентов, компания получила не только и не столько дополнительные мощности. Более важным в этих приобретениях стали налаженные схемы сбыта и сформировавшаяся клиентская база. Особенно это касается «РосЕвроПласта», так как его прежний собственник — BeePack Group — с конца 90-х импортировал в Россию БОППпленки и за это время наладил долгосрочные отношения со многими крупными потребителями. Кроме того, поглощения конкурентов позволили «Биаксплену» существенно расширить географию своего присутствия и тем самым добиться значительной оптимизации транспортных затрат. При этом нельзя не отметить тот факт, что поглощение конкурентов дало «Биаксплену» еще один существенный козырь: компания получила возможность производить БОПП-пленки на оборудовании двух представленных в России производителей: немецкой Bruckner Maschinenbau GmbH и французской DMT.

Консолидацию значительной доли отрасли «Биаксплен» завершил буквально за недели до начала кризиса в российской экономике. Собственно кризис не обошел стороной и сам «Биаксплен»: в октябре компания снижала производство, поскольку полиграфисты — одни из крупнейших потребителей пленок — испытывали трудности с кредитованием для пополнения оборотных средств. Однако эту ситуацию удалось достаточно быстро преодолеть. В целом же значительного сокращения спроса на БОПП-пленки зафиксировано не было, так как пищевая отрасль по понятным причинам «обороты» не снижала.

Кризис проявился по-другому. В ноябре-декабре 2008 года вслед за снижением спроса начали падать цены на полипропилен, которые составляют 75-80% себестоимости БОПП-пленок. «Биасксплен» был вынужден адекватно снижать цены и на свою продукцию, тем не менее, очевидно, рентабельность производства пленок выросла.

В настоящий момент отечественный рынок БОПП-пленок выглядит следующим образом: российские производители обеспечивают порядка 90% всего внутреннего спроса, остальная же часть, включающая в себя в основном сложные типы пленок, поставляется из-за рубежа такими компаниями, как Basell и Dow Chemicals. Подходящее по качеству сырье — полипропилен — в основном обеспечивают российские производители: Томский НХК «СИБУР Холдинга» и «Казаньоргсинтез» группы «ТАИФ». Изготовление же специальных типов пленок, например для табачной промышленности, предъявляет дополнительные требования к качеству сырья, поэтому полипропилен для этих целей приходится импортировать из-за рубежа. Что же касается технологических добавок в полипропилен, тот тут российские производители полностью зависят от зарубежных компаний, так как подобные вещества в России не выпускаются.

«Биаксплен» — сегодня безусловный лидер консолидированной отрасли: Наталья Малькова оценила долю компании на российском рынке в 65%. Предприятие в настоящее время уже экспортирует свою продукцию в ближнее зарубежье — Белоруссию, Казахстан и Украину, но в стратегических планах компании масштабный выход на рынки Восточной и Западной Европы, что потребует наращивания мощностей для снижения себестоимости. Нынешнее снижение цен на полипропилен поможет «Биаксплену» решить эту задачу. В свою очередь расширение производства БОПП-пленки сыграет на руку отечественным производителям полимеров: по данным «СИБУР Холдинга», в 2007 году на долю производителей пленок пришлось 23,8% произведенного полипропилена (140,7 тыс. тонн).

НЕФТЬ И КАПИТАЛ №3/2009

"