Posted 14 января 2009,, 08:54

Published 14 января 2009,, 08:54

Modified 16 августа 2022,, 21:23

Updated 16 августа 2022,, 21:23

Дорогой подарок к юбилею

14 января 2009, 08:54
сделала себе компания «Тенгизшевройл», завершив проект стоимостью $7,2 млрд К началу октября текущего года крупнейшее нефтедобываю­щее предприятие Республики Казахстан — ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) вывело на промышленный режим два проекта в рамках расширения мощности Тенгизского промысла — закачки сырого газа (SourGasInjection) и завода второго поколения (SecondGenerationProject).

сделала себе компания «Тенгизшевройл», завершив проект стоимостью $7,2 млрд

К началу октября текущего года крупнейшее нефтедобываю­щее предприятие Республики Казахстан — ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) вывело на промышленный режим два проекта в рамках расширения мощности Тенгизского промысла — закачки сырого газа (SourGasInjection) и завода второго поколения (SecondGenerationProject). Результатом семи лет напряженной работы и инвестиций в объеме $7,2 млрд стало почти двукратное по сравнению со средним уровнем после­дних 5 лет увеличение суточной добычи на промыслах ТШО — до 70 тыс. тонн. Как ожидается, уже в нынешнем году благодаря запуску новых производственных объектов «Тенгизшевройл» добудет 18,7 млн тонн (плюс 35% к уровню 2007 года), а в 2009 году Тенгиз даст около 25 млн тонн.

Весной 2008 года исполнилось пятнадцать лет со времени подписания соглашения между Республикой Казахстан и американской компа­нией Chevron о создании СП по раз­работке одного из крупнейших в мире (геологические запасы 3,1 млрд тонн) и самого крупного на суше Казахстана Тенгизского нефтяного месторождения. Событие было беспрецедентным на постсо­ветском пространстве. Уникальное по запасам и по геологическим усло­виям месторождение было отдано в разработку на условиях СРП амери­канской компании, рискнувшей войти в очень дорогой и сложный проект в новом независимом госу­дарстве со слабой экономикой и несовершенной правовой базой.

Первоначально доли Chevron и Казахстана в акционерном капитале ТОО «Тенгизшевройл» были равны­ми. В 1996 году в проект вошли ком­пании ExxonMobil Kazakhstan Ventu­res и LUKArco (СП «ЛУКОЙЛа» и ВР), купившие доли 25% и 5% соответ­ственно, а в 2000 году представляю­щий интересы государства «КазМунайГаз» уступил 5% из своей доли Chevron. В настоящее время состав акционеров ТШО выглядит так ChevronTexaco — 50%, ExxonMobil — 25%, «КазМунайГаз» — 20% и 5% у LUKArco.

Начав добычу в 1994 году, ТШО стабильно сохранял лидерство в Казахстане по объему добычи нефти (хотя его доля сократилась с 32% в 1998 году до 20,6% по итогам 2007) и по вкладу в экономику страны (в 1993-2007 годах прямые выплаты государству со стороны ТШО составили $21,7 млрд). Вместе с тем уже в конце 90-х годов темпы прироста добычи у ТШО значительно снизи­лись, а последние 6-7 лет добыча на Тенгизе стабилизировалась на уров­не 12,5-13,5 млн твг.

Самотеком больше не получится

Между тем запасы Тенгиза дале­ко не исчерпаны — при нынешних отборах их хватит почти на 100 лет, и ТШО мог бы добывать кратно большие объемы нефти.

Причина наступившей стагна­ции — в геологических особенно­стях Тенгиза, осложняющих условия извлечения нефти (см. «Черный бриллиант Прикаспия»). Когда в 1993 году Chevron приступил к разработке, пластовое давление было аномально высоким — почти 850 атмосфер. При рациональном под­ходе к ведению добычи (а при ука­занном давлении, мощности нефте­носного слоя в 1600 м и глубине его залегания более 4 км это технически крайне сложно), сохранении пластового давления и структуры пород коллекторов себестоимость добычи могла бы достигать $130 на тонну. Между тем рыночная цена нефти в середине 90-х составляла $120-140 за тонну. Понятно, что без снижения затрат на извлечение ископаемого компания не смогла бы работать с прибылью.

В этой ситуации Chevron подо­шел к разработке предельно просто, сконцентрировав добычу на основ­ных фонтанирующих скважинах с наибольшим естественным прито­ком нефти. А он был более чем вну­шительным: при вскрытии продук­тивного пласта первоначальный дебит оценочной скважины соста­влял порядка 500 м3/сутки. На первых порах такой подход позволил сэко­номить на оборудовании и снизил себестоимость тонны добытой нефти до $15. Однако эксплуатация месторождения в таком режиме нега­тивно сказывалась на структуре зале­жи, и за несколько лет пластовое дав­ление упало вдвое — до 400 атмос­фер. Кроме того, такой режим добы­чи на залежах типа тенгизской часто приводит к сильным объемным деформациям нефтесодержащих пород, ухудшению притоков нефти, а в ряде случаев оседаниям геологиче­ски более молодых горизонтов.

Инженерам и менеджерам ТШО стало ясно, что для увеличения добычи нужно применение технологий поддержания пластового дав­ления. Так на свет родились проекты по закачке сырого газа (ЗСГ) и заво­да второго поколения (ЗВП) для под­готовки добытой нефти. Работа над концепцией проектов началась в 2001 году, когда средняя суточная добыча на Тенгизе зафиксировалась на уровне 34 тыс. тонн.

В проекте ЗСГ для поддержания пластового давления на оптималь­ном уровне было решено использо­вать попутный газ, который закачи­вается под значительным давлением обратно в пласт. Лабораторные исследования показали, что попут­ные высокосернистые газы прекрас­но растворяются в тенгизской нефти. Благодаря закачанному газу пластовое давление должно пропор­ционально вырасти, обеспечивая увеличение продуктивности залежи и срок ее «службы». Само по себе использование ПНГ для закачки в пласт не является новой техноло­гией, однако на Тенгизе планирова­лось закачивать газ при беспреце­дентно высоком пластовом давле­нии, что предъявляло особые требо­вания к конструкциям всех механиз­мов и оборудования. Разработку тех­нических решений проекта ЗСГ спе­циалисты ТШО вели вместе с компа­нией Parsons Fluor Daniel (PFD) — генеральным подрядчиком по проектам ЗСГ и ЗВП.

По словам генерального дирек­тора ТШО Тодда Леви, проект ЗВП — это «свыше 40 новых скважин, новая промысловая нефтесборная систе­ма, центральная установка по ком­плексной подготовке нефти и газа, а также модернизация служб, зани­мающихся экспортом нефти и газа и пропан-бутана на рынок». ЗВП позволит справиться с ростом добы­чи после начала закачки газа. Кроме того, реализация новых техниче­ских решений в проекте ЗВП помо­жет ТШО в какой-то мере решить давнюю проблему экологической опасности предприятия. В течение многих лет между ТШО и республи­канскими экологами длится конфликт по поводу загрязнений окру­жающей среды. Общую сумму исков, предъявленных ТШО, уже трудно подсчитать: здесь и атмосферные выбросы, и претензии по неправиль­ному хранению элементарной серы (см. «Серные горы»). Поэтому в проекте ЗВП большое внимание уде­лено именно охране окружающей среды.

Через тернии

В июле 2002 года был заложен пер­вый камень будущего комплекса ЗСГ, старт строительству объектов ком­плекса ЗВП планировалось дать через год. Параллельно итальянская компания Nuovo Pignone проекти­ровала компрессор мощностью 50 тыс. л. с, способный развивать давле­ние 620 атмосфер. Все шло по плану, но в ноябре 2002 года обозначился конфликт между иностранными акционерами ТШО и представителя­ми Казахстана по вопросу, кто, а главное, как будет оплачивать проек­ты, стоимость которых первона­чально оценивалась в $3,5 млрд.

Правительство Казахстана настаивало на привлечении кредит­ных ресурсов, а частные акционеры TШО хотели инвестировать в новые проекты собственные средства ком­пании, отказавшись на 4-5 лет от выплат дивидендов владельцам акций. Это предложение встретило резкий протест властей республики, потому как согласно подписанному в 1993 году СРП оно предполагало отказ от налогообложения прибы­лей TIIIO, лишая государственный бюджет порядка $1 млрд в год. На время переговоров все работы по проектам ЗСГ и ЗВП были приоста­новлены.

Лишь в конце января 2003 года стороны пришли к соглашению, после чего работы на объектах были продолжены. Очевидно, что стороны пошли на уступки, и найденный ком­промисс не позволил проектам уве­личения добычи на Тенгизе повис­нуть в воздухе. До сих пор остаются неясными условия, на которых дого­ворились партнеры. Правда, ряд наблюдателей в Казахстане отмети­ли, что в ноябре 2003 года, когда кон­фликт уже был исчерпан, глава пред­ставительства ChevronTexaco в Казахстане Гилберд Анкенбауэр обмолвился, что для его компании очень важным является продолже­ние финансирования социальных программ в Казахстане. Можно предположить, что иностранные акцио­неры TIIIO сумели «продавить» финансирование за счет прибылей компании, обязавшись продолжать финансирование социальной сферы в Атырауской области Казахстана. Этим, кстати, TIIIO занимается с момента своего основания.

В течение 2003-04 годов шло строительство, и первоначально в качестве сроков сдачи объектов ЗСГ и ЗВП называли 2006 год. Однако рубежи постепенно отодвигались (см. «Никакой лирики»). При попытке пробной закачки в декабре 2005 года по неизвестным причинам газ не растворился в нефти и пошел вверх по стволу скважины, что чуть не привело к серьезной аварии. В марте 2006 года эксперименты были продолжены, но лишь в конце октя­бря 2006 года на предприятии прове­ли успешную пробную закачку пока что обессеренного газа в коллектор.

Задача испытания заключалась в оценке работы нового объекта, тур­боагрегата и компрессора в «боевых условиях» при давлении в 520 атм. Эти испытания дали старт первой фазе проекта ЗСГ. В течение 4-6 месяцев специалисты должны были наблюдать работу комплекса по закачке обессеренного газа, после чего оценить эффект ее воздействия на пластовое давление и нефтеотда­чу. «Полевые эксперименты» с обес­серенным газом завершились к сере­дине 2007 года, анализ показал, что применение выбранной технологии вполне надежно.

«Тенгизшевройл» был готов перейти ко второй фазе проекта: закачке непосредственно сырого попутного газа после замены ротора компрессора и подключения нагне­тательных трубопроводов к газосе­параторам месторождения. Летом 2007 года завершились приемо-сда­точные работы по бурению первой промышленной нагнетательной скважины.

Анализируя график средней суточной добычи ТШО в конце 2007 — начале 2008 года (см. «Вверх по извилистой кривой»), можно отметить, что с ноября прошлого года добыча каждый месяц росла на 3-4 тыс. тонн в сутки, что, очевидно, связано с поэтапным вводом объек­тов ЗСГ и ЗВП (в частности, нагнета­тельных или эксплуатационных скважин). Пика — 51,3 тыс. тонн — показатель суточной добычи достиг в апреле текущего года.

В начале июня 2008 года офи­циально было полностью завершено строительство объектов ЗВП и ЗСГ, на церемонию приезжал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. К этому времени число скважин на Тенгизе достигло 133, из которых 60 — действующий фонд. По данным ТШО, реализация проектов ЗСГ и ЗВП обо­шлась акционерам компании в $7,2 млрд при общих инвестициях в Тенгиз в объеме более $20 млрд.

В июне средняя суточная добыча нефти на Тенгизе составила 49,4 тыс. тонн, после чего ТШО осуществил плановое снижение добычи до уров­ня 32-24 тыс. тонн в сутки. Эти меры были необходимы для капитального ремонта промысловых объектов, действующих с 1994 года. В конце сентября было объявлено о выводе комплексов ЗСГ и ЗВП на промыш­ленный режим, что позволило увеличить суточную добычу сразу до 66 тыс. тонн в сутки — вдвое выше пока­зателей июля-августа, и на 25% — максимума, достигнутого в апреле. Ожидается, что в 2009 году добыча ТШО стабилизируется на уровне 70 тыс. тонн в сутки, что соответствует 25,5 млн твг. Но уже сегодня доля ТШО в суточной добыче нефти в Казахстане выросла до 36%.

Около трети добываемого ТШО попутного нефтяного газа напра­вляется с сепараторов линии ЗВП на установку по закачке газа в пласт. Остальной газ очищается, при этом выработка серы не снижается, а про­порционально растет вслед за рос­том добычи. Причем, по информа­ции компании, вся производимая сера находит своих потребителей и больше не накапливается на складах компании.

Новые потоки Тенгиза

Очевидно, что с ростом добычи на Тенгизе еще острее встает вопрос о маршрутах транспортировки нефти. В настоящее время ТШО осущест­вляет экспорт нефти по системе КТК, являясь основным пользовате­лем этой трубы. Также по железной дороге нефть направляется в Одессу, где перегружается на морские суда. Однако совершенно очевидно, что имеющиеся маршруты не могут покрыть потребность ТШО в экс­порте дополнительных объемов продукции. Как ответ на вопрос о новых маршрутах в середине октя­бря прозвучали заявления предста­вителей ВР в Азербайджане о скором начале прокачки тенгизской нефти через трубопроводную систему Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), а 3 ноября первая нефть Тенгиза уже была закачана в трубу.

Сырье транспортируется по нефтепроводу до порта Актау а отту­да танкерами через Каспийское море до Баку, где переваливается в систему БТД. Планируется, что до конца года через БТД будет отправ­лено до 300 тыс. тонн, чего явно недостаточно (столько нефти ТШО добывает за 5 дней работы промыс­ла). Надеяться на то, что объявлен­ное расширение пропускной спо­собности БТД до 60 млн твг предназ­начено для казахстанской нефти, оснований нет. Азербайджан озву­чил намерение использовать допол­нительные мощности БТД исключительно под собственную нефть (см. интервью с Виталием Беглярбековым в «НиК» №9, 2008 г.) Но в 2009-10 годах место для нефти Тен­гиза в БТД, очевидно, еще найдется. У ТШО есть также вариант увеличить железнодорожные поставки на Одессу, а также из Баку к грузинским портам Батуми и Кулеви. Но все эти меры надо рассматривать как вре­менные, нацеленные лишь на то, чтобы «пересидеть» до анонсиро­ванного расширения КТК (см. также «Вместо точки — многото­чие» в «НиК» №9, 2008 г.).

Хотя проекты ЗСГ и ЗВП были введены в строй с задержкой, а необ­ходимость размещать дополнитель­но добытую нефть добавляет нер­возности, тем не менее «Тенгизшевройл» поддержал статус лидера нефтедобывающей отрасли Казах­стана, существенно нарастив добычу на фоне замедления роста в других компаниях. Довольно и государство — получен значительный прирост добычи по стране, и положительная динамика вряд ли сойдет на нет до ввода в разработку месторождений Северного Каспия, в первую очередь — Кашагана.

"