Posted 13 июля 2011,, 05:28

Published 13 июля 2011,, 05:28

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Чавес не спас нефтянку Белоруссии

13 июля 2011, 05:28
Сегодня в Минске в возможном банкротстве НПЗ обвиняют Москву Независимая газета Минфин Белоруссии обнародовал итоги работы акционерных обществ республики за полугодие. Оказалось, что в худшем положении находятся ранее передовые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), практически работающие в убыток. Несмотря на то что недавно президент Александр Лукашенко обещал обеспечить НПЗ венесуэльской нефтью и таким образом обойтись без России, сегодня в Минске в возможном банкротстве заводов обвиняют Москву.
Сюжет
НПЗ

Сегодня в Минске в возможном банкротстве НПЗ обвиняют Москву

Минфин Белоруссии обнародовал итоги работы акционерных обществ республики за полугодие. Оказалось, что в худшем положении находятся ранее передовые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), практически работающие в убыток. Несмотря на то что недавно президент Александр Лукашенко обещал обеспечить НПЗ венесуэльской нефтью и таким образом обойтись без России, сегодня в Минске в возможном банкротстве заводов обвиняют Москву.

Вчера в Москве участники конференции "От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса" говорили о том, что создание образования положительно повлияло на товарооборот между странами. И что бизнес оказался в благоприятном положении, так как получил не только новые рынки, но и возможность выбирать инвестиционный климат.

Напомним, что ранее на стадии подготовки этого мероприятия Владимир Путин назвал создание Таможенного союза "самым большим событием на территории бывшего СССР в период после его крушения".

Для Белоруссии, как следует из официальных заявлений и комментариев, положительный эффект создания ЕЭП весьма сомнителен. Страна переживает серьезнейший финансово-экономический кризис, свою лепту в приближение которого внесло и вхождение в Таможенный союз. Административно-плановая экономика, основанная на государственной собственности, не может быть более привлекательной для инвесторов, нежели рыночная России и Казахстана, поэтому применительно к Белоруссии можно говорить не о притоке, а об оттоке капитала.

Повышение таможенных пошлин на европейские автомобили до уровня российских не только негативно повлияло на имидж действующей власти, но и стало причиной ажиотажного спроса на иностранную валюту в Белоруссии, чем приблизило валютный кризис. Как сообщил Государственный таможенный комитет, в первом полугодии в страну ввезено 250 тыс. автомобилей. При том что в прежние годы за весь год ввозилось около 180–200 тыс.

Как заявляли ранее белорусские чиновники, эти жертвы страна принесла в расчете на то, что сможет покупать по внутрироссийским ценам нефть и газ. Однако ничего этого пока не произошло. В понедельник накануне проведения конференции концерн "Белнефтехим" распространил заявление, в котором утверждает, что условия поставки в Белоруссию российской нефти "противоречат принципам Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, подписанного Беларусью, Казахстаном и РФ 9 декабря 2010 года", ставят белорусских нефтепереработчиков в неравные условия и ведут к их убыточности. Речь идет о так называемой премии, которую взимают российские поставщики. "Увеличение с 2011 года размера премии в формуле цены нефти в четыре раза можно расценивать как дополнительный сбор со стороны Российской Федерации (российских нефтяных компаний), имеющий эквивалентное таможенным пошлинам значение", – отмечается в заявлении. В то время как положения вышеупомянутого соглашения запрещают такие платежи. По информации "Белнефтехима", средневзвешенный размер премии в первом полугодии составил около 6 долл. за баррель, или более 44 долл. за тонну, что в четыре раза больше прошлогоднего уровня.

Днем ранее департамент по ценным бумагам Минфина Белоруссии обнародовал итоги работы белорусских акционерных обществ в первом квартале 2011 года. Эксперты и экономически активная общественность были впечатлены тем, что являвшаяся флагманом и добытчиком нефтепереработка в этот раз возглавила список убыточных АО. По данным департамента, "Нафтан" получил около 40 млн. долл. убытка, а Мозырский НПЗ – 33,2 млн. долл. Этот факт широко обсуждался в СМИ, что, видимо, и заставило концерн объясниться, традиционно обвинив в своих экономических просчетах внешних вредителей.

Вместо того чтобы заняться реформированием экономики и делать ставку на внутренние ресурсы страны, как это рекомендуют местные и международные эксперты, президент Александр Лукашенко продолжает упорствовать в намерении возродить приносившую ему долгие годы большую прибыль нефтепереработку. Выступая с обращением к парламенту и народу, он заявил, что где-то в Белоруссии обязательно должны найтись залежи нефти. Затем, общаясь с журналистами на минувшей неделе, он снова упомянул, что у Белоруссии есть альтернативные России поставщики нефти.

Напомним, что в 2011 году Белоруссия планирует приобрести 21,67 млн. тонн нефти у России и 10 млн. тонн у Венесуэлы, 4 тонны из которых по своп-схеме с заменой на азербайджанскую. ЗАО "Белорусская нефтяная компания" и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) заключили контракт, в соответствии с которым нефть будет идти в порт "Южный" (Украина), а затем трубопроводным транспортом Одесса–Броды и "Дружба" – на Мозырский НПЗ. Договор на прокачку по нефтепроводу Одесса–Броды заключен между ЗАО "Белорусская нефтяная компания" и ОАО "Укртранснафта". Предполагается, что остальные объемы пойдут через эстонский порт Мууга на белорусское ОАО "Нафтан".

Вчера пресс-служба Мозырского НПЗ сообщила, что переработка азербайджанской нефти может начаться в ближайшие дни. "Азербайджанская легкая нефть сорта "айзери лайт" начала поступать на линейную производственно-диспетчерскую станцию "Мозырь" ОАО "Гомельтранснефть Дружба", откуда ее по мере накопления будет брать Мозырский нефтеперерабатывающий завод", – пояснили в пресс-службе.

Напомним, что реверсное использование нефтепровода Одесса–Броды и участка Мозырь–Броды нефтепровода "Дружба" началось в феврале этого года. Пока сложно говорить, как это повлияет на экономику нефтеперерабатывающих предприятий, но, видимо, из-за малочисленности этих объемов о серьезном влиянии говорить не стоит. Как сообщалось ранее, в прошлом году на переработке венесуэльской нефти Белоруссия заработала 4–6 долл. на тонне. Но это не спасло нефтеперерабатывающую отрасль Белоруссии.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 13.07.2011, АНТОН ХОДАСЕВИЧ)

"