Posted 13 мая 2010,, 08:14

Published 13 мая 2010,, 08:14

Modified 20 августа 2022,, 20:28

Updated 20 августа 2022,, 20:28

Обзор цен на рынке бензина в апреле-мае 2010

13 мая 2010, 08:14
Калита-Финанс Средняя розничная цена бензина в России (марка АИ-95) продолжает демонстрировать планомерный рост с середины февраля текущего года. За последние полтора месяца, согласно данным информационно-торговой платформы ITrader 8, стоимость топлива выросла на 4,1%, и в настоящий момент цена одного литра бензина находится в районе 24,63 руб.

Калита-Финанс

Средняя розничная цена бензина в России (марка АИ-95) продолжает демонстрировать планомерный рост с середины февраля текущего года. За последние полтора месяца, согласно данным информационно-торговой платформы ITrader 8, стоимость топлива выросла на 4,1%, и в настоящий момент цена одного литра бензина находится в районе 24,63 руб.

Изменение цены бензина АИ-95 в торговой платформе ITrader за минувший квартал

При этом если рост топлива в апреле можно отчасти объяснить конъюнктурой на международном нефтяном рынке, то вот динамика цен на "черное золото" в мае уже никак не совпадает с тенденциями на российском рынке бензина.

Динамика нефтяных котировок (североморская смесь Brent) в торговой платформе ITrader за минувший квартал

Анализируя динамику на отечественном оптовом рынке нефтепродуктов можно также заметить, что цены не спешат реагировать на резкую смену настроений международных игроков. С начала апреля средняя оптовая цена на бензин марки АИ-95 выросла на 7,4% (до 26,15 тыс. руб. за тонну), из них 2,5% - это рост в мае.

Таким образом, все попытки антимонопольного ведомства сдержать необоснованный (как считают в ФАС) рост цен на нефтепродукты в стране терпят неудачи. Между тем, руководитель службы Игорь Артемьев, выступая в апреле в Совете Федерации, говорил о том, что на сегодняшний день цены на моторное топливо (как в опте, так и рознице) на 15%-20% выше тех, которые "должны были бы быть". На этом фоне глава антимонопольного ведомства предложил ряд мер по обузданию олигополий и формированию более "прозрачного" рынка. Так, ФАС по-прежнему пропагандирует идею биржевых торгов, на основе которых должна реализовываться бьльшая часть российских нефтепродуктов. Пока будет происходить переход на биржевую схему, целесообразно, по мнению антимонопольщиков, привязывать внутреннюю стоимость топлива к международным ценам (за вычетом пошлин и логистических издержек). Также в ФАС считают разумным заставить нефтяников вести отдельный учет расходов/доходов по конкретным категориям нефтепродуктов, а также разделить учет по добыче, переработке и продаже нефтепродуктов и нефти в РФ. Более того, ФАС не исключает варианта запретить отдельным компаниям строить (или покупать) новые бензоколонки в рамках отдельного муниципального образования, если доля компании на этом локальном рынке уже превышает 35%.

Таким образом, ФАС продолжает искать и разрабатывать новые меры воздействия на ВИНК, но, как уже было замечено, пока безрезультатно. Нефтяники продолжают фактически диктовать свои условия на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов. К тому же быстро принять озвученные антимонопольной службой планы не удастся, а значит в среднесрочной перспективе ситуация на рынках существенно не изменится. При этом непосредственно до конца мая (и, возможно, начала июня) цены на бензин должны стабилизироваться вблизи текущих значений, поскольку полностью проигнорировать динамику на внешних площадках, российские участники нефтяного рынка вряд ли смогут.

"