Posted 12 мая 2011,, 06:16

Published 12 мая 2011,, 06:16

Modified 20 августа 2022,, 20:25

Updated 20 августа 2022,, 20:25

"Газпром нефть" винит "Роснефть" в топливном кризисе на Алтае

12 мая 2011, 06:16
РБК-Дейли Галина Старинская В Алтайском крае, где две недели назад стартовал топливный кризис, затронувший почти полстраны, ФАС начала расследование случившегося и тут же отложила его. Одна из обвиняемых сторон, "дочка" "Газпром нефти", обвинила в сложившейся ситуации региональную структуру "Роснеф­ти", а та, в свою очередь, — независимых участников рынка.

Галина Старинская

В Алтайском крае, где две недели назад стартовал топливный кризис, затронувший почти полстраны, ФАС начала расследование случившегося и тут же отложила его. Одна из обвиняемых сторон, "дочка" "Газпром нефти", обвинила в сложившейся ситуации региональную структуру "Роснеф­ти", а та, в свою очередь, — независимых участников рынка. К прямым обвинениям крупные нефтяные компании прибегли впервые с начала давления на них со стороны антимонопольных органов.

Представители компании "Газпромнефть-Алтай" обвинили "Роснефть-Алтайнефтепродукт" в создании топливного дефицита в Алтайском крае, об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на краевое управление ФАС, приступившей к рассмотрению дела о согласованности действий двух ВИНК. "По мнению представителей "Газпромнефть-Алтай", виновником сложившейся ситуации является "Роснефть", однако представители этой компании винят в произошедшем независимых участников рынка", — отметила исполняющая обязанности руководителя алтайского УФАС Людмила Смирнова. "Газпром нефть" не видит себя монополистом в регионе: ее доля в оптовых поставках бензина и дизтоплива на рынок Алтайского края не превышает 18% (17 АЗС и одна нефтебаза), пояснили в компании.

Г-жа Смирнова также сообщила, что представители "Роснеф­ти" настаивают на том, что компания не вводила ограничений на розничную продажу топлива на своих АЗС в период кризиса. Но в распоряжении УФАС имеются доказательства обратного. Представители "Газпром нефти" факт введения ограничений не отрицали, но настаивали на том, что "эта вынужденная мера была применена во благо". Рассмотрение дела будет продолжено через три недели, так как участники процесса оперировали информацией, не подтвержденной материалами антимонопольных органов.

Первые признаки дефицита нефтепродуктов появились в Алтайском крае 22 апреля. Из-за дефицита бензина приостановили свою работу около половины из 700 действующих автозаправочных станций. На некоторых заправках введен строгий лимит — отпускали не более 20 л бензина в одни руки. По мнению Алтай­ского топливного союза, кризис на этом рынке региона возник из-за отказа компаний "Роснефть" и "Газпром нефть" отгружать топливо частным операторам и отпуска нефтепродуктов только на свои АЗС. Получить комментарий от "Роснефти" вчера не удалось.

Топливный дефицит затронул и ряд других регионов страны, хотя с меньшими последствиями. Так, в начале мая сложно было найти Аи-95 на заправках Московской области. Забастовки из-за отсутствия бензина прошли в Туве. Сейчас ФАС проверяет компании в более чем 20 регионах по факту создания дефицита и резкого роста цен на топливо.

Для выхода из кризиса государство уже запретило нефтяникам экспортировать бензин в мае, подняло вывозные экспортные пошлины на топливо, намерено продлить срок жизни Аи-92 до 2013 года и т.п.

Дефицит нефтепродуктов был до майских праздников, потому что многие заводы остановились на ремонт, отмечает президент Московского межрегионального нефтяного союза Галина Зинкина. "Сейчас дефицита нет, но есть перекос в цене, и такая ситуация не соответствует законам рынка. Все компании терпят убытки, в том числе и ВИНК. Но думаю, что скоро ситуация выровняется", — полагает она.

Скоро потребуются новые меры для нормализации ситуации, поскольку цена нефти на мировых рынках приостановила падение, считает старший аналитик "Арбат Капитал" Виталий Громадин. Нефтяникам придется и дальше продавать бензин с денежными потерями и под давлением государства сохранить низкую цену топлива перед выборами. Но для минимизации потерь компаниям целесообразно придерживать товар, что приводит к дефициту. В результате правительству для удержания цен придется пойти на снижение акцизов или усиление тотального контроля за производством и продажей бензина в стране, добавляет эксперт.

"