Posted 12 мая 2010,, 06:57

Published 12 мая 2010,, 06:57

Modified 20 августа 2022,, 20:28

Updated 20 августа 2022,, 20:28

Запуск нефтепровода Самсун-Джейхан запланирован на 2015 г. - РБК daily

12 мая 2010, 06:57
Акционеры проекта Самсун-Джейхан планируют запустить нефтепровод во II квартале 2015 г., пишет "РБК daily" со ссылкой на источник, близкий к АК "Транснефть". Сейчас участниками проекта являются итальянская ENI и турецкая Calik Enerji. Однако в октябре 2009 г. было подписано соглашение, согласно которому к строительству нефтепровода должны подключиться "Роснефть" и "Транснефть".

Акционеры проекта Самсун-Джейхан планируют запустить нефтепровод во II квартале 2015 г., пишет "РБК daily" со ссылкой на источник, близкий к АК "Транснефть". Сейчас участниками проекта являются итальянская ENI и турецкая Calik Enerji. Однако в октябре 2009 г. было подписано соглашение, согласно которому к строительству нефтепровода должны подключиться "Роснефть" и "Транснефть". На каких условиях компании войдут в проект, пока обсуждается. Как сообщил источник, близкий к "Транснефти", по планам нынешних акционеров, запуск нефтепровода должен состояться во II квартале 2015 г. Ранее ввод в эксплуатацию был намечен на 2012 г. Нефтепровод Самсун-Джейхан ориентировочно оценивается в $3 млрд, сообщил 11 мая 2010 г. вице-премьер Игорь Сечин. Он заверил, что Россия гарантирует загрузку нефтью новой трубы. Ее мощность должна составить 60-70 млн т нефти в год.

Самсун-Джейхан фактически является конкурентом нефтепровода Бургас-Александруполис, который должен пройти от болгарского города Бургас до греческого Александруполиса и также задуман как альтернативный маршрут танкерным перевозкам через проливы Босфор и Дарданеллы. В проекте 51% принадлежит России, по 24,5% - Болгарии и Греции. В январе глава "Транснефти" Николай Токарев говорил о целесообразности объединить проекты.

По информации издания, идея уже перешла в стадию практической проработки. В конце апреля Н.Токарев обсудил возможность объединения нефтепроводов с руководством компании турецкой Calik, которая заинтересовалась предложением. Стороны приняли решение о создании специальной рабочей группы. При этом, по мнению "Транснефти", рентабельность обоих проектов как вместе, так и по отдельности будет на приемлемом уровне только при существенном ограничении транзита нефти и нефтепродуктов через черноморские проливы.

Объединить два нефтепровода было бы логично, на обе трубы нефти может не хватить, считают эксперты. Но если придется выбирать, то у турецкого нефтепровода больше шансов на реализацию. Озвученная стоимость проекта Самсун-Джейхан довольно низкая, прокладка 1 км трубы обойдется примерно в 1,5 раза дешевле, чем у Бургас-Александруполис, говорит аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин. Однако за счет того, что труба из Болгарии в два раза короче, инвестиций на нее все равно потребуется меньше. В марте прошлого года она оценивалась в $1,3 млрд. Но Турция сейчас для России более приоритетный экономический партнер, нежели Болгария. В планах с Анкарой, помимо нефтегазовых, - электроэнергетические и атомные совместные проекты. При этом Болгария с приходом нового руководства страны фактически перестала участвовать в проекте Бургас-Александруполис, посчитав его невыгодным для себя.

Как сообщил собеседник газеты, параллельно с идеей объединения двух нефтепроводов российская сторона совместно с турецкими и итальянскими партнерами в любом случае будет прорабатывать вариант строительства нефтепровода Самсун-Джейхан, даже если болгарская сторона будет по-прежнему негативно настроена к проекту Бургас-Александруполис. Об этом сообщает РБК.

"