Posted 12 января 2012,, 08:32

Published 12 января 2012,, 08:32

Modified 20 августа 2022,, 20:23

Updated 20 августа 2022,, 20:23

Цены на бензин в 2012 г. продолжат расти - ФАС

12 января 2012, 08:32
В 2012 г. цены на бензин на российском рынке будут расти с темпами, близкими к инфляции или даже с некоторым ее опережением, считает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Такое мнение чиновник высказал в интервью "Российской газете", опубликованном в четверг.

В 2012 г. цены на бензин на российском рынке будут расти с темпами, близкими к инфляции или даже с некоторым ее опережением, считает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Такое мнение чиновник высказал в интервью Российской газете, опубликованном в четверг.

Замглавы ФАС полагает, что, если ситуация на внешних рынках будет стабильной, то в 2012 г. цены на бензин в России будут расти темпами, близкими к инфляции или даже с некоторым ее опережением. По словам Голомолзина, основной причиной роста цен на бензин является повышение акцизов, которые и в 2011 г. стали основной причиной подорожания топлива. При этом ФАС рассчитывает, что рост акцизов отразится на стоимости топлива не сразу - по крайней мере, не в первые месяцы 2012 г., поскольку "нефтяники успели накопить определенный запас прочности", поясняет Голомолзин.

Чиновник отметил и ряд других факторов, влияющих на цены на топливо, среди которых ситуация на внешнем рынке, налоговая политика и инфляция. Не последним слагаемым в этой череде являются затраты, которые несут компании. Как поясняет Голомолзин, добыча нефти дорожает, потому что уходит во все более труднодоступные районы. К тому же нефтяные компании в настоящее время модернизируют свое производство, и в связи с этим несут повышенные издержки. Но, как считает замглавы ФАС, по мере модернизации перерабатывающих мощностей ситуация будет меняться: увеличатся объемы выпуска нефтепродуктов, а акцизы начнут снижаться в целях стимулирования переработчиков выпускать более качественное топливо. "Перед ними стоит задача в 2015 г. перейти на выпуск бензина стандарта Евро-5. Для него предусмотрена ставка акциза на уровне примерно 5 тыс. рублей за тонну. Акциз на бензин стандарта Евро-3 - порядка 10-11 тыс. рублей. Разница, как видите, существенная", - подчеркнул Голомолзин.

Но при этом замглавы ФАС отметил, что доля налогов в структуре стоимости топлива в стране в ближайшие два-три года будет расти, приближаясь к европейскому уровню. По его данным, доля налогов в стоимости топлива, по словам чиновника, в России составляет 55-65%, тогда как в Европе - 70-80% (в США – 15%). По мнению Голомолзина, это станет не самым лучшим вариантом для российской экономики, поскольку по количеству автомобилей на душу населения РФ в два раза отстает от Европы, а по показателю транспортной доступности в авиации - больше чем в четыре раза. "В такой ситуации ориентироваться на Старый Свет нет смысла - нужна более взвешенная политика", - считает чиновник.

Замглавы ФАС рассказал и о мерах, предпринимаемых антимонопольным ведомством в целях сдерживания роста цен на бензин и дизельное топливо на российском внутреннем рынке. Голомолзин напомнил, что ФАС предлагала постепенное повышение акцизов, соответствующее темпу инфляции, при этом сделать их гибкими: снижать при росте цен на внешнем рынке и повышать - при падении в определенном диапазоне. "Тогда можно было бы, с одной стороны, защитить внутренний рынок от необоснованного роста стоимости топлива, а с другой - уберечь экономику от вредных для нее ценовых колебаний", - считает чиновник. Это предложение ФАС не нашло поддержки у Минфина, но, по мнению Голомолзина, возможно, еще будет обсуждаться. Он также подчеркнул, что ФАС "безусловно, не допустит, чтобы цены росли из-за монополистических действий нефтяных компаний". В этом отношении, по словам чиновника, ситуация меняется в лучшую сторону: "нефтяники уже понимают, что наказание неотвратимо и нужно соблюдать закон".

Голомолзин сообщил, что ФАС рассчитывает, что в 2012 г. начнет работу единая биржевая система торговли нефтепродуктами, и 15% объемов внутреннего топливного рынка будет продаваться на бирже. Также чиновник выразил надежду, что будут приняты законопроекты ФАС: по акцизам, по рыночному ценообразованию и по особенностям оборота нефтепродуктов, - которые "позволят создать предпосылки для работы цивилизованного рынка".

Напоминаем, что за прошедший год цены на бензин выросли на 14,9% (данные Росстата). Официальный прогноза инфляции на 2012 г. составляет 6%.

"