Posted 11 декабря 2009,, 08:16

Published 11 декабря 2009,, 08:16

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Энергетические ворота

11 декабря 2009, 08:16
Кластер по транспортировке и переработке углеводородов в Приморском крае определит геополитическое будущее страны ИЗВЕСТИЯ Жанна Локоткова Создание единой системы нефте- и газопроводов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири—одна из приоритетных задач программы стратегического развития Российской Федерации.

Кластер по транспортировке и переработке углеводородов в Приморском крае определит геополитическое будущее страны

Жанна Локоткова

Создание единой системы нефте- и газопроводов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири—одна из приоритетных задач программы стратегического развития Российской Федерации. Так, разработка в Приморском крае системы транспортировки и глубокой переработки "голубого золота" становится сегодня важнейшим этапом реализации восточной газовой программы ОАО "Газпром", утвержденной правительством РФ, которая предполагает масштабную разработку месторождений газа на сахалинском шельфе. Нефтяные месторождения Восточной Сибири станут ресурсной базой строящегося нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.

Согласно стратегии развития Приморья до 2025 года, на юге края сегодня создается современный кластер по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья. Этот проект имеет федеральное значение, так как Приморский край сегодня рассматривается как центр делового, экономического и политического сотрудничества, служащий площадкой для активного взаимодействия России с перспективными рынками Азиатско-Тихоокеанского региона. Создание кластера позволит не только укрепить топливно-энергетический комплекс на Дальнем Востоке, но и направить российское "голубое" и "черное" золото потребителям из стран АТР. В перспективе запланирован и экспорг продукции нефтехимических комбинатов. По сути, проект, имеющий важнейшее геополитическое значение, окажется для страны "энергетическими воротами" на восток, которые позволят закрепить за Россией важнейшие ниши на азиатско-тихоокеанском рынке.

На развитие экономической инфраструктуры региона, и прежде всего энергетический сектор Приморья, направляется немалая часть сил и средств. В списке ключевых объектов—нефтепровод Восточная Сибирь

— Тихий океан (ВСТО), магистральный газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток", морской нефтеперегрузочный комплекс "Спецморнефтепорт "Козьмино", а также нефтеперерабататающий завод, завод по сжижению природного газа и газоперерабатывающие заводы. Важнейшей составляющей энергопроизводственного комплекса является также реализация планов по строительству Уссурийской ТЭЦ, Находкинской ТЭЦ, Приморской АЭС и сети высоковольтных линий 500 кВ. Создание подобных важнейших проектов запланировано в рамках Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года.

Один из масштабных объектов, входящих в кластер,—нефтепровод ВСТО, обеспечивающий прямой выход российской нефти на рынки АТР. Строительство нефтепровода— долгожданный проект, который даст мощный стимул к диверсификации экономики Приморского края, позволит создать современные производства и обеспечит рабочими местами местных жителей. Проект также будет способствовать привлечению инвестиций в соседние сферы, например в судостроение и судоремонт, транспорт и логистику. В основе проекта строительства нефтепровода лежит долгосрочная государственная программа развития энергетики России до 2020 года. Ресурсной базой нефтепровода будут служить месторождения Западной и главным образом Восточной Сибири.

Морской нефтепогрузочный комплекс "Спецморнефтепорт "Козьмино" также относится к важнейшим объектам нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан, которая позволит России выйти на перспективный рынок АТР. Уже в октябре новый нефтепорт принял первый состав с технической нефтью. При строительстве нефтепорта особое внимание уделялось соблюдению экологических требований. Так, все конструктивные и технологические составляющие объекта разрабатывались с учетом передового отечественного и международного опыта

Строительство морского терминала в бухте Козьмино было реализовано в рамках создания транспорпто-логистической инфраструктуры порта "Восточный" и планов, предусмотренных Комплексом мер для развития портов и портовой деятельности Дальнего Востока. Реализация такого крупного экономического проекта федерального масштаба в ближайшем будущем позволит сделать Находку важным индустриальным центром Приморского края. На первом этапе, до завершения строительства трубопроводной системы, нефть будет доставляться по железной дороге.

Протяженность первого комплекса газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток составит 203 5 км. Уже к 2012 году планируется поступление природного газа в Приморский край в объеме 2557 млн куб. м. Газопровод прежде всего призван обеспечить газоснабжение Владивостока и ввод генерирующих мощностей в Приморском крае, в том числе к саммиту АТЭС-2012. В будущем предусмотрена возможность увеличения мощности газопровода. Эту задачу можно будет реализовать благодаря строительству в 20121 году газопроводной системы Якутия—Хабаровск — Владивосток, с помощью которой пойдут поставки газа с Чаяндинского месторождения.

Важно, что при проектировании и строительстве объектов особое внимание было уделено сохранению экосистем. Эксперты уверены, что приход газа в города Приморского края снизит вредные выбросы, так как газ, как известно, является самым экологичным видом топлива.

"