Posted 11 сентября 2013,, 08:37

Published 11 сентября 2013,, 08:37

Modified 20 августа 2022,, 19:35

Updated 20 августа 2022,, 19:35

Совещание у Путина по бюджету: тарифы и пенсии ждут отмашки

11 сентября 2013, 08:37
Президент РФ Владимир Путин на совещании в среду может поставить точку в бурных дискуссиях по бюджету на ближайшую трехлетку, который должен претерпеть ряд изменений из-за ухудшения макроэкономического прогноза и желания властей расставить новые приоритеты.

Президент РФ Владимир Путин на совещании в среду может поставить точку в бурных дискуссиях по бюджету на ближайшую трехлетку, который должен претерпеть ряд изменений из-за ухудшения макроэкономического прогноза и желания властей расставить новые приоритеты. В числе наиболее сложных вопросов - судьба тарифов на услуги естественных монополий и пенсионная формула.

Основные параметры бюджета на 2014-2016 гг. были утверждены правительством еще в июле. Тогда планировалось, что дефицит федерального бюджета РФ в 2014 г. составит 0,5% ВВП, а в 2015 и 2016 гг. - по 0,6% ВВП; доходы прогнозировались на уровне 13,486 трлн руб. в 2014 г., 14,768 трлн руб. в 2015 г. и 15,908 трлн руб. в 2016 г. Об этом сообщаетРИА "Новости".

Однако за неполные два месяца параметры бюджета могли существенно измениться: Минфин заявил, что доходы сократятся на 1,6 трлн руб. за три года, и предложил равномерно сократить все расходы бюджета РФ на 5% практически по всем министерствам и ведомствам, кроме обязательных социальных выплат.

Позже, комментируя свое предложение по расходам, министр финансов Антон Силуанов неоднократно подчеркивал, что это не секвестр, а бюджетный маневр, потому что снижение расходов по всем без исключения министерствам и ведомствам позволит собрать пул средств, который потом будет направлен на приоритеты, которые определит правительство в ближайшее время. Впрочем, переубедить экспертов ему не удалось.

"Называя вещи своими именами - это секвестр. Об этом слове мы не вспоминали почти 15 лет. Я понимаю, боязно сказать, но это именно так", - заявил "Прайму" директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его мнению, Минфин выбрал этот путь, потому что министерствам не удалось бы договориться, по каким статьям сокращать расходы, а по каким оставить финансирование в полном объеме.

ЭКОНОМИКА ПОДВЕЛА

Ножом в спину уже принятым параметрам бюджета стала затянувшаяся пауза экономического роста, выход из которой не обещает быть скорым. Минэкономразвития в августе ухудшило прогноз на этот год и ближайшую трехлетку, понизив оценку роста ВВП на этот год до 1,8% с 2,4% ранее.

В 2014 г. при неблагоприятном сценарии рост экономики может составить 2,8%, или 3,2%, если жизнь окажется лучше пессимистических расчетов, в 2015 - 3,2% или 3,4%, в 2016 - 3,3% или 3,7% соответственно. Параллельно министерство ухудшило прогноз по всем основным показателям: инвестициям, промышленному производству, оттоку капитала.

При этом прогноз по среднегодовой цене на нефть, основной товар российского экспорта, практически не изменился и остался на уровне $100 и выше за баррель.

В результате подобных уточнений Минфину пришлось скорректировать доходы бюджета, утвержденные на 2014-2016 гг. Согласно расчетам министерства, в 2014 г. они могут сократиться к запланированным на 197 млрд руб. или на 1,5%. При этом в 2015 г. доходы могут упасть на 3,7% (на 553 млрд руб.), а в 2016 г. - на 5,5% (871 млрд руб.).

ТАРИФЫ КАК НОВЫЙ РЕЗЕРВ

В этих условиях Минфин считает, что не только министерства и ведомства должны поджаться, но и естественным монополиям придется затянуть пояса.

Еще в июне президент сообщил о принятом решении ограничить с 2014 г. рост тарифов естественных монополий уровнем прошлогодней инфляции. В результате этого, Минэкономразвития в конце августа прогнозировало среднегодовой рост тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки для промышленности РФ в 2014 г. на 6%, в 2015 и 2016 гг. - на 5%. Тарифы для населения на газ и электроэнергию в РФ должны были вырасти в среднем за год в 2014 г. на 10%, в 2015 г. - на 9% и в 2016 - на 8%.

Однако на прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам подготовить вариант прогноза социально-экономического развития РФ на 2014-2016 гг., предусматривающий заморозку тарифов монополий в 2014 г. Минфин первым откликнулся на поручение и с энтузиазмом поддержал это предложение.

Понять позицию Минфина несложно: с одной стороны это возможность снизить расходы, а с другой - замедляются темпы инфляции. "Абсолютно с этим согласен. Мало того, наше предложение по сокращению расходов связано, в частности и с этой мерой: меньше тарифы - меньше цены на госзакупки, соответственно, мы можем говорить и о менее болезненном поджатии бюджетных расходов", - сказал Силуанов в прошлую пятницу.

Что касается инфляции, то по прогнозу Минэкономразвития в 2014 г. она должна замедлиться до 4,5-5,5%. Минфин ожидал уровень инфляции в России в 2014 г. в пределах 5,5-6%, и только в случае отказа от повышения тарифов естественных монополий - 5% и ниже.

Впрочем, профильные министерства выступили в защиту своих подопечных: Минтранс вступился за индексацию железнодорожных тарифов, а Минэнерго - за рост энерготарифов.

ПЕНСИОННАЯ ФОРМУЛА С НЕИЗВЕСТНЫМИ

Основная новация этого года, кстати, одобренная в июле правительством, - это сокращение трансфертов во внебюджетные фонды, в первую очередь в Пенсионный фонд. За три года экономия по всем фондам составит почти два триллиона рублей. Силуанов отмечал, что снижение трансферта Пенсионному фонду за счет проведения пенсионной реформы рассматривалось ведомством как одна из составляющих бюджетного маневра.

В частности, Минфин предлагал сократить трансферт на покрытие дефицита Пенсионного фонда в 2014 г. до 1,575 трлн руб. против 2 трлн, запланированных ранее.

В Минфине видят возможность сокращения трансферта за счет отмены льгот по уплате социальных взносов и за счет тех остатков и прогнозов поступлений соответствующих фондов, которые выше, чем изначально планировалось. Все это даст, по оценке ведомства, в 2014 г. 470 млрд руб., в 2015 г. - 672 млрд руб., в 2016 г. - 624 млрд руб.

Однако все эти предложения должны быть согласованы с пенсионной формулой, которую до сих пор так и не удалось принять. А она, в свою очередь, может повлечь очередное увеличение расходов, например, на стимулирование более позднего выхода россиян на пенсию.

Эксперты ВШЭ и РАНХиГС в помощь Минфину сделали ряд предложений, которые могли бы заткнуть "пенсионные дыры": выплачивать женщине полный базовый размер пенсии только в том случае, если она выходит на пенсию по достижении 60 лет, повысить требования к досрочному выходу на пенсию - в частности, увеличить нормативный стаж, который дает право на досрочную пенсию.

По словам аналитиков, Минфин в целом одобрил предложения по пенсионной экономии, провести их через правительство будет непросто в условиях существующего "политического запрета" на повышение пенсионного возраста.

"