Posted 11 августа 2011,, 09:59

Published 11 августа 2011,, 09:59

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Минэнерго до 15 августа доработает свою позицию по вводу режима 60-66 - источник

11 августа 2011, 09:59
Минэнерго РФ до конца недели планирует выработать окончательную позицию по срокам и процедуре запуска новой схемы расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты - так называемого режима "60-66", сообщил агентству "Прайм" источник, знакомый с ходом дискуссии. Официальным комментарием Минэнерго агентство пока не располагает.

Минэнерго РФ до конца недели планирует выработать окончательную позицию по срокам и процедуре запуска новой схемы расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты - так называемого режима "60-66", сообщил агентству "Прайм" источник, знакомый с ходом дискуссии.

Официальным комментарием Минэнерго агентство пока не располагает.

Премьер-министр РФ Владимир Путин 8 июля на совещании по проблемам развития нефтяной отрасли распорядился поставить точку в затянувшейся дискуссии о механизмах выравнивания экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которая продолжается уже не первый год. Путин поручил представить окончательные предложения в правительство РФ в течение двух недель.

Экспортные пошлины на нефть в РФ традиционно выше, чем на нефтепродукты. Размер пошлин корректируется ежемесячно. Предлагаемый Минэнерго налоговый режим "60-66" предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть примерно на 7% при изменении формулы расчета пошлины. В частности, предлагается учитывать не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а 60%. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты при этом будут унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть.

ДОЛГИЙ ПУТЬ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

"Сейчас обсуждение идет полным ходом, позиция министерства - ввести новую схему этой осенью. С 1 сентября, по всей видимости, мы уже не успеем, но с октября введение схемы "60-66" вполне возможно", - сказал собеседник агентства.

Вместе с тем, по его словам, вводить новый режим пока решено через федеральный закон, а не через ежемесячное постановление правительства РФ, которое сейчас корректирует пошлины в зависимости от биржевой цены на нефть. Это более долгий путь: процедура принятия федеральных законов требует в двухнедельный срок представить проект нормативного акта заинтересованным министерствам и ведомствам, а затем документ должен пройти через парламент.

"Так что, если все делать в точности согласно процедурам, то есть вероятность, что режим не будет введен и с 1 октября, поскольку просто не успеем по срокам", - отметил источник.

ВЫСОКОСЕРНИСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Он также сообщил, что у сторон пока остаются достаточно значительные разногласия. Так, пока не закончен анализ компенсации потерь нефтяных компаний "Башнефть" и "Татнефть" от выравнивания пошлин на темные и светлые нефтепродукты, которые суммарно оцениваются в 8-9 миллиардов рублей в год.

Ведомства обсуждали с компаниями различные варианты компенсации выпадающих доходов, но пока не пришли к соглашению. В качестве одного из вариантов рассматривалось снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых по высокосернистой нефти, которую добывают "Башнефть" и "Татнефть". В июле премьер-министр РФ поддержал предложение этих нефтекомпаний об установлении нулевой ставки НДПИ для месторождений нефти с высоким содержанием серы.

По расчетам "Татнефти", ей необходима компенсация выпадающих доходов от нефтепереработки в размере 31 миллиарда рублей.

БЕНЗИН И БЮДЖЕТ

Еще один открытый вопрос - экспортные пошлины на бензин. С 1 мая они повышены до 90% от ставки пошлины на нефть на фоне проблем с бензином в целом ряде регионов РФ. Власти РФ неоднократно называли эту меру временной, но на данный момент повышенная пошлина все еще действует - пока до сентября. В августе она составляет 394,4 доллара за тонну. Останется ли пошлина повышенной и осенью, власти пока не решили.

Еще один момент связан с потерями российского бюджета. Ранее замминистра финансов Сергей Шаталов сообщал, что решение по переходу на режим "60-66" - нулевое для бюджета: оно не несет ни дополнительных доходов, ни дополнительных расходов. Однако это справедливо, если сразу после введения новых ставок нефтепереработка снизится на 15% (согласно расчетам российских властей), а экспорт нефти одновременно возрастет на эти 15%. Но "одномоментно это не делается", сказал источник "Прайма".

"Объемы переработки все равно растут, сразу после введения режима бюджет будет нести потери, на перестройку структуры экспорта потребуется время", - пояснил он.

ПОШЛИНЫ В АВГУСТЕ

Ставка экспортной пошлины на сырую нефть с 1 августа 2011 года составляет 438,2 доллара за тонну, льготная ставка для нефти с ряда месторождений Восточной Сибири и Северного Каспия - 201 доллар за тонну.

Экспортные пошлины на светлые нефтепродукты установлены на уровне 293,6 доллара за тонну, на темные - 204,6 доллара за тонну. Пошлины рассчитаны по методике, утвержденной постановлением правительства РФ N1155 от 27 декабря 2010 года. Согласно этому документу, пошлины на темные нефтепродукты с февраля 2011 года составляют 46,7%, а на светлые - 67% от нефтяной пошлины.

К светлым нефтепродуктам, на которые распространяются пошлины, относятся легкие дистилляты, средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы. В перечень темных нефтепродуктов входят жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты; нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты, нефтяной кокс, нефтяной битум и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Об этом сообщает РИА "Новости".

"