Кардинальных изменений тарифообразования на прокачку нефти не будет - ФТС

Кардинальных изменений тарифообразования на прокачку нефти не будет - ФТС
Новость

11 августа 2005, 18:15
Кардинальных изменений расчета тарифа на прокачку нефти по магистральным трубопроводам в новом положении об определении данного тарифа не будет, сообщил "Интерфаксу" начальник управления регулирования газовой и нефтяной отраслей ФСТ Денис Волков. "Планируется внести изменения, необходимость которых была выявлена в процессе применения действующей методики по расчету тарифа",- сказал он.

Кардинальных изменений расчета тарифа на прокачку нефти по магистральным трубопроводам в новом положении об определении данного тарифа не будет, сообщил "Интерфаксу" начальник управления регулирования газовой и нефтяной отраслей ФСТ Денис Волков. "Планируется внести изменения, необходимость которых была выявлена в процессе применения действующей методики по расчету тарифа",- сказал он. Как говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте "Транснефти", правление ФСТ 17 августа планирует утвердить "Положение об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам". Утвердить новую методику тарифообразования ФСТ планировала еще в конце 2004 - начале 2005 г., однако в связи с отказом министерства юстиции зарегистрировать разработанные изменения, этого не произошло. По мнению Минюста, ФСТ не обладала необходимыми полномочиями для утверждения такой методики.

Как сообщил Д.Волков, при доработке документа ФСТ проводила консультации с Минюстом. В новой редакции документа, в частности, детализирован механизм определения ставок за диспетчеризацию и перекачку нефти. "В действующей методике было определение общесистемного финансирования, к которому были претензии у Счетной палаты", - отметил глава управления ФСТ. В конце 2004 г. аудиторы Счетной палаты по результатам проверки деятельности АК "Транснефть" высказали ряд замечаний к механизму установления тарифа на услуги монополии. В частности, по мнению Счетной палаты, в действующей методике определения тарифов на транспортировку нефти отсутствует определение понятия "общесистемное финансирование", а также не разъяснено его физическое наполнение. Кроме того, сказал Д. Волков, в проекте положения появился "определенный математический аппарат", по которому будет происходить расчет ставок тарифов, тогда как в прошлом варианте не было ни одной формулы. Более детально, с учетом практики применения, в новой редакции документа прописаны вопросы, связанные с установлением долгосрочного и договорного тарифов.

Долгосрочный договор на транспортировку нефти по фиксированной тарифной ставке может быть заключен при готовности пользователя системы магистральных нефтепроводов и согласии "Транснефти". Ставки долгосрочных тарифов устанавливаются в абсолютном денежном выражении на срок не менее трех лет. "При этом мы предусмотрели, что это может быть не фиксированная ставка, а некий алгоритм, по которому будет изменяться тариф в долгосрочной перспективе", - сказал Д. Волков. В настоящее время долгосрочный тариф, в частности, действует для "ТНК-BP Холдинг" на участке "ЛПДС Староликеево-Рязанский НПЗ". Тариф в размере 60,69 руб./тонн установлен сроком на 10 лет и предполагает обязательство со стороны "ТНК-BP" обеспечить определенный объем поставок нефти по этому маршруту в течение этого периода. "Договорный тариф в новом положении описывается как дополнительная ставка, которая устанавливается на основании договоренности "Транснефти" и грузоотправителя, если необходимо проводить работы по расширению определенного участка", - сказал руководитель управления ФСТ. В настоящее время договорный тариф утвержден, в частности, на прокачку нефти по нефтепроводу "Уса-Ухта" системы трубопроводов АК "Транснефть". Ставка тарифа, который вступит в силу 1 сентября сроком на год, составляет 79,63 руб. за 100 тонно км (ткм). Тариф был введен по договоренности сторон для расширения пропускной способности нефтепровода "Уса-Ухта". Помимо этого, в документе указывается, что плановый пересмотр тарифов на транспортировку нефти возможен не чаще, чем раз в год. При существенном изменении хозяйственных условий по обращению собственника нефтепроводов возможен внеплановый пересмотр тарифа.

Отвечая на вопрос о компенсации затрат "Транснефти" при строительстве новых трубопроводов, руководитель профильного управления ФСТ сказал, что применяемый сегодня порядок вряд ли будет меняться. "В настоящее время в общесистемном тарифе учитываются проценты по кредитам, привлеченным "Транснефтью" для строительства новых трубопроводов. Данные затраты включаются в общий тариф на время строительства", - добавил он. Также Д. Волков сообщил, что индексация общесистемного тарифа не будет напрямую увязана с уровнем инфляции. По его словам, планируемые к реализации крупные проекты, такие как Восточный и Северный нефтепроводы, могут изменить конфигурацию тарифообразования. "Тарифы на транспортировку нефти в стране на инфляцию влияют крайне незначительно, нет необходимости обязательно вписать тариф "Транснефти" в уровень инфляции. Гораздо важнее дать трубопроводной системе возможность развиваться", - сказал он. Из новой редакции положения, как отметил Д.Волков, были исключены ряд избыточных требований действующей методики, которые в процессе применения показали свою нецелесообразность.

Ставка тарифа на услуги "Транснефти" с 1 июня этого года была повышена в среднем на 8%, она составила 8,45 руб. за 100 ткм при поставке нефти на НПЗ России (и стран-участниц соглашения о Таможенном союзе) и $0,3032 за 100 ткм - при прокачке на экспорт. Решение об увеличении тарифов принято в связи с необходимостью выделения средств на реконструкцию магистральных нефтепроводов, а также в целях реализации проекта строительства нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

По словам Д. Волкова, ожидается, что до конца 2005 г. тариф на услуги "Транснефти" повышаться не будет. В ФСТ рассчитывают, что положение о расчете тарифа получит одобрение министерства юстиции.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter