Posted 11 июля 2011,, 06:50

Published 11 июля 2011,, 06:50

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Путин пригрозил изъять у нефтяников прибыль

11 июля 2011, 06:50
Правительству придется это сделать, если не будет проведена обещанная модернизация заводов, заявил премьер владельцам компаний. "Вы используете недра, но они остаются в собственности народа" ИЗВЕСТИЯ На Киришском НПЗ (принадлежит "Сургутнефтегазу") в Ленинградской области премьер-министр Владимир Путин провел совещание по нефтепереработке.

Правительству придется это сделать, если не будет проведена обещанная модернизация заводов, заявил премьер владельцам компаний. "Вы используете недра, но они остаются в собственности народа"

На Киришском НПЗ (принадлежит "Сургутнефтегазу") в Ленинградской области премьер-министр Владимир Путин провел совещание по нефтепереработке. Заявления прозвучали разгромные. Казалось, что на нефтяников у премьера личная обида. За тот дефицит топлива, что случился в конце этой весны.

— Нефтянка — это та курица, которая несет золотые яйца, — начал совещание премьер. — Тем не менее мы регулярно сталкиваемся с проблемами на внутреннем рынке, что для страны — крупнейшего производителя нефти в мире абсолютно абсурдная ситуация.

Пришло время для серьезных решений, заявил премьер.

— С сожалением говорю об этом, мы же со всеми вами знакомы многие годы, вместе работали, — обратился Путин к участников совещания. — Многие компании не выполнили свои обязательства по наращиванию глубокой переработки нефти, при этом в полной мере воспользовались льготой со стороны государства — например, пониженной таможенной пошлиной на нефтепродукты.

Путин отметил странность в поведении нефтяных компаний, которые стабильно выплачивают высокие дивиденды, а в развитие НПЗ не вкладывают достаточных средств.

— Конечно, дивидендная политика в рыночной экономике — дело самих компаний, мы не хотим вмешиваться, но мы видим, что происходит, — заявил премьер.

За прошлый год крупные компании выплатили своим акционерам $8 млрд, а недофинансирование модернизации вторичной переработки за три года составило $2 млрд.

Путин заявил, что государство не будет мириться с тем, что нефтяники наращивают добычу, при этом совершенно не развивая нефтепереработку. Исключение — производство мазута.

— Вы куда его, этот мазут, гоните? За границу, — сам ответил себе премьер.

Он подчеркнул, что пришло время пересмотреть экспортные пошлины. Вскоре вывозная пошлина на сырую нефть составит 60% от цены нефти, а на нефтепродукты — 66% от пошлины на сырье. Это должно простимулировать нефтяников вкладывать деньги в модернизацию заводов.

Путин поручил напрямую увязать объем переработки сырой нефти с объемами ее добычи. Эти обязательства будут прописаны в лицензии и коснутся компаний с добычей выше 5 млн т.

Главная задача для нефтяных компаний — повысить производство высокооктановых бензинов и других нефтепродуктов глубокой переработки для внутреннего потребления.

— Воспримите это как безусловный приоритет. Мы же с вами в России работаем, — воззвал к национальной гордости премьер.

Чтобы у нефтяников не оставалось никаких сомнений в необходимости модернизировать НПЗ, Путин напомнил им, кому на самом деле принадлежит черное золото:

— Получая лицензию на недра, вы их используете, но они остаются в собственности российского народа, нефть остается национальным достоянием!

Поэтому компании должны нести ответственность за обеспечение внутреннего рынка качественными нефтепродуктами. Обязательства компаний закрепят в специальных соглашениях с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. Нефтяников юридически обяжут модернизировать свои перерабатывающие предприятия и строить новые. Но если обязательства не будут выполнены, государство отнимет у них прибыли, полученные за счет льгот.

Под конец совещания Путин решил несколько ободрить нефтяников после обрушившейся на них критики. Он призвал их совместно с государственными структурами работать на благо России, не забывая о собственной прибыли. Но это предложение было адресовано не всем, а только тем, "кто хочет здесь работать, не чувствует себя временщиком и не пытается выжать последние резервы из старых проржавевших гаек и труб, а чувствует себя хозяином".

— Надеюсь, что работать будем слаженно и эффективно, — заключил Путин.

Решения премьера опираются на результаты проведенного Министерством энергетики России расследования причин разразившегося весной бензинового кризиса. Как удалось выяснить "Известиям", в первую очередь ведомство винит в случившемся несчастливое несовпадение разнородных факторов: высоких цен на нефть, сделавших экспорт нефтепродуктов выгоднее продажи внутри страны, срыв планов по модернизации НПЗ и их незапланированные остановки.

Конкретными виноватыми Минэнерго считает компанию ТНК-BP (из-за внепланового ремонта установки каталитического крекинга на ее Рязанском НПЗ на рынок не попало 43 тыс. т высокооктанового бензина), "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и "Газпром". Газовой монополии в вину ставят отставание от графиков модернизации "дочек" — "Газпром нефтехим Салават" и Астраханского газоперерабатывающего завода.

В компаниях "Газпром нефть", "Газпром" и ТНК-BP комментировать обвинения премьера и министерства энергетики отказались. Отставания от графика модернизации НПЗ в компании нет, заявили в "Роснефти".

Чтобы посчитать, как скажутся эти меры на бизнесе нефтяных компаний, надо дождаться конкретных решений правительства, считают эксперты.

— Каких-то санкций за срыв заявленных планов модернизации нефтепереработки я не ожидаю. Особо никто из компаний их не срывает: все либо уже модернизировали производство, либо находятся в процессе, — говорит аналитик инвестбанка "ВТБ Капитал" Светлана Гризан. — Но после того как нефтяники получили такой сигнал от премьера, цены на нефтепродукты на внутреннем рынке вряд ли будут расти такими же темпами, как на внешних".

Контроль государства на рынке всегда ведет к негативным последствиям, предупреждает аналитик инвесткомпании "Брокеркредитсервис" Андрей Полищук.

— На внутреннем рынке у нас цены уже довольно давно контролируются по факту. ФАС постоянно возбуждает дела, правительство рекомендует не повышать цены. Рентабельность розницы упала так низко, что независимые продавцы уже не выживают. Вот контроля за экспортом не было. Если введут, это может лишить компании возможности направлять потоки продукции на те рынки, где в данный момент их продажа приносит больше прибыли, — полагает Полищук. — Как можно заставить в таких условиях вкладываться в модернизацию? Если предприятие убыточно, деньги туда не пойдут. Даже угроза отзыва лицензии будет неэффективна. В той же ТНК-BP половина капитала — иностранная.

("ИЗВЕСТИЯ", 11.07.2011, АНАСТАСИЯ НОВИКОВА, ПАВЕЛ АРАБОВ)

"