Posted 11 июня 2009,, 06:47

Published 11 июня 2009,, 06:47

Modified 20 августа 2022,, 21:10

Updated 20 августа 2022,, 21:10

На российском рынке нефтепродуктов превалировала положительная динамика - ОМТ-Consult

11 июня 2009, 06:47
К середине текущей недели, как и ожидалось ранее, на российском рынке нефтепродуктов превалировала положительная динамика цен. Практически весь спектр моторного топлива, а также темных нефтепродуктов незначительно подорожал. Исключение составили авиационное и зимнее дизельное топливо, а также высокооктановый бензин марки Аи-98, которые продемонстрировали стабилизацию цен.

К середине текущей недели, как и ожидалось ранее, на российском рынке нефтепродуктов превалировала положительная динамика цен. Практически весь спектр моторного топлива, а также темных нефтепродуктов незначительно подорожал. Исключение составили авиационное и зимнее дизельное топливо, а также высокооктановый бензин марки Аи-98, которые продемонстрировали стабилизацию цен. В среднем за отчетный период, с 8 по 10 июня, стоимость нефтепродуктов повысилась на 1,01%.

В уфимском регионе также наблюдалась плавная повышательная динамика цен. Положительной коррекции подверглась стоимость высокооктановых бензинов марок Аи-92 и Аи-95, на 100 руб./тн и 300 руб./тн соответственно. А вот котировка летнего дизельного топлива, наоборот, продемонстрировала снижение цены в размере 100 руб./тн. Обоснованием этому стал низкий спрос со стороны конечных потребителей. К середине текущей недели спрос на него составил - 2,9% относительно понедельника. Следует отметить, что коррекцию цен производили в основном трейдеры, тогда как давальцы временно приостановили свои продажи, ссылаясь на отсутствие объемов. Однако еще одной причиной такой низкой активности переработчиков, явилось желание разобраться в сложившейся ситуации. По некоторым данным, стоимость российской нефти в ближайшее время может начать понижаться. Однако подтверждений этому на текущий момент нет, и такая информация присутствует на рынке пока только на уровне слухов.

В целом по России на рынке бензинов лидером повышения стал высокооктановый бензин марки Аи-92, который подорожал на 2,43% или 530 руб./тн. В среднем цена на него установилась на отметке 22 270 руб./тн. Темпы изменения стоимости других видов бензинов были менее существенными. Например, высокооктановый бензин марки Аи-95 подорожал на 0,70% или 158 руб./тн, тогда как цена на низкооктановый бензин марки А-76/80 повысилась на 1,02% или 184 руб./тн. Таким образом, средняя цена на них составила - 22 745 руб./тн и 18 420 руб./тн соответственно.

На рынке легких дистиллятов ситуация складывалась следующим образом. В среднем летнее дизельное топливо продемонстрировало незначительное повышение стоимости. За отчетный период с 8 по 10 июня, цена на него установилась на отметке 15 400 руб./тн, что выше уровня предыдущего мониторинга на 0,48% или 74 руб./тн. Однако, несмотря общий положительный тренд, изменения его стоимости в зависимости от компании-производителя существенно колебались. К примеру, у компании «Лукойл» с завода НОРСИ цена на ДТЛ повысилась на 1 250 руб./тн, а поставщики давальческого сырья с уфимской группы НПЗ и компания «Газпром» с завода «Салаватнефтеоргсинтез», наоборот, снизили его стоимость на 100 руб./тн и 50 руб./тн.

Темные нефтепродукты в большинстве своем поддержали вектор повышения, за исключением мазута марки М-40, стоимость которого сохранилась на прежнем уровне. Напомним, однако, что в начале текущей недели этот нефтепродукт, производства Антипинского нефтеперерабатывающего завода, подорожал на 2 300 руб./тн. Мазут марки М-100 продемонстрировал повышение цены на 0,9% или 72 руб./тн. В среднем цены на них соответствуют 8 500 руб./тн и 8 025 руб./тн.

Подорожали также и битумы. Диапазон повышения его стоимости составил 400 – 1 200 руб./тн. По словам участников рынка, спрос на эти нефтепродукты не ослабевает, а наоборот, растет. Среди причин называют не только фактор сезонности, но так же и то, что многие компании отправили значительные объемы битума на экспорт.

За отчетный период времени, с 8 по 10 июня, в мелкооптовом секторе российского рынка нефтепродуктов также наблюдалась повышательная динамика. Лидером повышения, как и в крупнооптовом секторе, стал высокооктановый бензин марки Аи-92. В среднем изменения по рынку составили 0,46%.

По результатам нашего мониторинга, несмотря на сохранение общей тенденции повышения цен, темпы роста значительно снизились. На рынке бензинов диапазон изменений составил 46 – 300 руб./тн. Причем верхнюю и нижнюю границы заняли высокооктановые бензины. В среднем по России стоимость бензинов достигла отметки: Аи-98 – 26 435 руб./тн (+0,17% или 46 руб./тн); Аи-95 – 23 830 руб./тн ( +1,01% или 238 руб./тн); Аи-92 – 23 290 руб./тн (+1,30% или 300 руб./тн); Аи-76/80 – 19 363 руб./тн (+0,91% или 174 руб./тн).

На рынке легких дистиллятов на некоторые сорта тоже наблюдалась положительная динамика. Так, в зоне роста оказалось дизельное топливо летнее. Его стоимость в среднем по стране увеличилась на 126 руб./тн или 0,78% и составила 16 222 руб./тн. Несмотря на это, многие игроки ожидают в ближайшее время понижения цен на этот вид топлива, так как уровень предложений значительно превышает спрос на него. На нефтебазах скопились большие объемы летнего дизеля, которые в скором времени могут поступить на внутренний рынок, что, в свою очередь, повлечет за собой понижение цен. Различные виды зимнего дизельного топлива, в связи со своей невостребованностью в летний период, практически отсутствуют на рынке. Тем не менее, у тех участников рынка, которые заявили о наличии этого топлива, за рассматриваемый отчетный период, цены не претерпели никаких изменений. В среднем по России стоимость ДТЗ была зафиксирована на отметке 17 340 руб./тн.

Положительные изменения на рынке темных нефтепродуктов коснулись только битумов. Спрос на этот продукт продолжает расти, к тому же на внутреннем рынке уже ощущается дефицит. Некоторые заводы-производители в июне все свои объемы битумов отправили на экспорт, лишив, таким образом, игроков мелкооптового сектора возможности пополнить свои запасы, пишет OMT-Consult.

А вот мазут марки М-100 в среднем по России продемонстрировал снижение цен на 0,27%, что в денежном эквиваленте соответствует 22 руб./тн. Такое незначительное понижение объясняется уменьшением количества предложений на рынке, а в целом, стоимость мазута осталась на прежнем уровне – 8 217 руб./тн.

На российском рынке газов ценовые изменения наблюдались лишь у некоторых участников рынка. Так компания «Лукойл» увеличила стоимость сжиженного углеводородного газа с НПЗ «Пермнефтеоргсинтез» на 500 руб./тн с поставкой по железной дороге. Настолько же подорожала продукция и у компании «Газпром» с Сургутского ЗСК и Оренбургского ГПЗ. А вот с Астраханского ГПЗ пропан бутан технический (ПБТ) увеличился в цене на 700 руб./тн с поставкой по железной дороге. Остальные же участники рынка оставили цены на прежнем уровне и ожидают еще небольшого роста в июне.

На рынке газового конденсата ситуация кардинальным образом не поменялась. На рынке по-прежнему мало свободного объема для реализации внутри страны. Так, по истечении двух дней, отпускные цены остались на прежнем уровне.

Таким образом, за отчетный период, российский рынок нефтепродуктов охарактеризовался новым повышением цен. Основной чертой для крупнооптового и мелкооптового секторов стало существенное снижение темпов роста, а также дефицит высокооктановых бензинов. Последний фактор влияет на увеличение спекулятивной составляющей в ценообразовании некоторых игроков. Такая ситуация продлится еще некоторое время. Однако, несмотря на сохранение общего растущего тренда, цены на отдельные виды продуктов могут незначительно колебаться. В более долгосрочной перспективе прогнозировать развитие рынка достаточно сложно. Уже в ближайшие дни станет известен уровень вывозных пошлин. По предварительным данным ожидается существенное их повышение. При изменении конъюнктуры мировых рынков это может оказать давление на стоимость российской нефти и соответственно готовой продукции. Такие пессимистичные прогнозы подкрепляются мнением некоторых западных аналитиков, ожидающих укрепление доллара США, что, как правило, ведет к снижению стоимости нефти.

"