К 2025 году мировой спрос на метанол возрастет до 122 млн тонн — VYGON Consulting

К 2025 году мировой спрос на метанол возрастет до 122 млн тонн — VYGON Consulting

11 марта 2019, 15:15Рынки
Основной драйвер роста – производство олефинов, формальдегидов и топлива

К 2025 г. спрос на метанол в мире увеличится более чем в полтора раза, до 122 млн т в год. Основной драйвер роста – производство олефинов (МТО/МТП), формальдегидов и топлива. Об этом говорится в исследовании VYGON Consulting, переданном «НиК».

Ключевой игрок на рынке метанола – Китай, на который в 2017 г. приходилось более половины мирового потребления продукта (41 млн т). В перспективе страна сохранит положительную динамику спроса на метанол, прежде всего за счет увеличения производства олефинов и формальдегидов, отмечается в материале.

Россия производит около 5% мирового объема метанола и является одним из его крупнейших экспортеров. Тем не менее экспортная портовая инфраструктура в стране развита слабо. Единственный терминал по перевалке этого продукта находится в порту Восточный (Находка), который также используется для экспорта нефтепродуктов. Внутренний рынок, который растет в среднем на 1,5-2% в год, не может считаться драйвером долгосрочного развития отрасли.

На текущий момент в России к строительству заявлены 14 крупных метанольных производств суммарным объемом около 19 млн т в год. Вопреки стагнации европейского рынка, две трети мощностей планируется разместить в западной части страны. Реализации восточных проектов мешают суровые климатические условия, сейсмическая активность, отсутствие инфраструктуры, что ведет к значительному росту капвложений.

Главное конкурентное преимущество российского метанола на мировом рынке – низкая стоимость сырья. В 2018 г. субсидия российских производителей метанола от регулирования внутренних цен на газ составила около 38 млрд руб.

«Развитие метанольных производств в России позволит увеличить объемы сбыта газа на профицитном рынке для «Газпрома» и расширить косвенный доступ к экспорту для независимых производителей», – отмечают авторы исследования.

С другой стороны, развитие метанольной отрасли тормозит высокая стоимость финансирования и ограниченный набор инструментов налогового стимулирования. Текущие ограничения в сфере промбезопасности ведут к росту капитальных и операционных затрат, а также к увеличению сроков проектирования и строительства новых газохимических мощностей, что может снизить доходность проекта на 1-2%. С учетом высокой капиталоемкости производства это может стать решающим фактором при принятии инвестиционного решения.

Как считают эксперты VYGON Consulting, «ключевые стратегические документы на данный момент устарели и не отвечают современным реалиям и вызовам. В них нет акцента на развитии отрасли, которая в перспективе может обеспечить до $7-8 млрд несырьевого экспорта в год. Необходим четкий план развития газохимии (по аналогии с «Планом-2030» для нефтехимии), в рамках которого государство и участники рынка координировали бы свою работу для достижения поставленных целей».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter