Posted 11 марта 2010,, 07:20

Published 11 марта 2010,, 07:20

Modified 20 августа 2022,, 20:29

Updated 20 августа 2022,, 20:29

С газом в баке

11 марта 2010, 07:20
Рынок газомоторного топлива нуждается в стимуле для развития ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ Ирина Кезик Сегодня в Европе действует почти 11 тысяч автогазозаправочных станций, которые работают на сжиженном природном газе (СПГ). В 60 регионах необъятной России всего 219 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 202 из них находятся в собственности ОАО "Газпром".
Сюжет
Газпром

Рынок газомоторного топлива нуждается в стимуле для развития

Ирина Кезик

Сегодня в Европе действует почти 11 тысяч автогазозаправочных станций, которые работают на сжиженном природном газе (СПГ). В 60 регионах необъятной России всего 219 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 202 из них находятся в собственности ОАО "Газпром". Учитывая то, что газ более чем в два раза дешевле традиционного моторного топлива, можно было бы предположить, что этот рынок достаточно перспективный. Насколько на самом деле радужные перспективы его ожидают и какие цены будут на АГЗС, решили разобраться "Финансовые Известия".

Мировым лидером по переходу автотранспорта с бензина и дизельного топлива на газ является Аргентина. Эта сграна богата залежами "голубого топлива", а вот нефти в стране недостаточно. В связи с этим и была разработана национальная программа по переводу автотранспорта на газ. Сейчас в Аргентине почти все автомобили работают на газе. Страны Евросоюза, США Канада, Бразилия, Индия и т.д. с каждым годом все больше и больше переводят свой транспорт на газ. Европейская комиссия планирует уже в этом году заменить природным газом до 10% потребления бензина и дизельного топлива, что соответствует переоборудованию 23 млн автомобилей. В Великобритании работает программа перехода на газовое топливо, использующий его автомобилист получает компенсацию до 75% расходов по переоснащению топливной системы.

В России газовые АЗС распространены не столь широко, как бензиновые, рынок ГАЗС только начинает развиваться. Основным проводником идеи использования сжиженного газа в качестве альтернативного вида моторного топлива являегся "Газпром". В рамках своей программы стратегического развития холдингом предусмотрена диверсификация видов деятельности. Одним из направлений данной диверсификации является развитие сети газовых АЗС. Как сообщили "Финансовым Известиям" в газовом концерне, на сегодняшний день российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается примерно в 103 тыс. единиц. А суммарная ежегодная проектная производительность АГНКС составляет около 2 млрд куб. м. "Через российские АГНКС в 2009 году реализовано более 330 млн куб. м газа. Благодаря этому российские предприятия, использующие газ на собственном автотранспорте, сэкономили 3,8 млрд руб. и снизили выбросы вредных веществ в атмосферу на 120 тыс. тонн", — отмечают в "Газпроме".

По словам экспертов, основная проблема этого рынка в России отсутствие парка техники, работающего на газе. Согласно утвержденной Целевой комплексной программе "Газпрома" планируется до 2015 года построить около 200 АНГКС и увеличить парка техники, работающей на газе, в районах расположения новых АГНКС на 50 тыс. единиц. Производсгво газа для автотранспорта при этом вырастет до 2,7 млрд куб. м в год. Кроме "Газпрома" на рынке этого топлива представлены и другие участники: ОАО "НОВАТЭК" — второй по добыче природного газа в России, "Сургутнефтегаз", "Роснефть", НК "ЛУКОЙЛ" и др. Сжиженный газ они производят в%ессе переработки нефти.

Как отмечает в разговоре с "Финансовыми Известиями" управляющий портфелем UFS Investment Company Алекс Коз-ловски, нефтяники, в отличие от "Газпрома", имеют хорошую норму прибыли от использования традиционного источника моторного топлива, потому не заинтересованы в развитии альтернативных видов моторного топлива. К тому же использование газа в качестве топлива несет ряд затрат на извлечение, улавливание, переработку и транспортировку попутного газа. Да и "Газпром" в кризисных условиях может отказываться от реализации некоторых пунктов своей программы стратегического развития в пользу основного направления своей деятельности, откладывая затраты на развитие других видов деятельности до лучших времен.

Стоит отмстить, что развитие сети газовых АЗС предусмотрено не только программой страте-5гического развития "Газпрома", с Согласно "Энергетической стратегии России на период до 2030 года" планируется увеличение использования газа как моторного топлива с соответствующим развитием его рынка. 17 февраля текущего года Минэкономразвития был подписан приказ № 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", который тоже предусматривает в том числе замещение бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и многие другие меры.

"На мой взгляд, развитию ГАЗС помогут налоговые льготы. Владельцы автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ—как частные лица, так и организации, — смогут получить 5 0%-ную скидку на транспортный налог", — говорит Алекс Козловски, напоминая, что с таким предложением в Минфин обратилось Российское газовое общество (РГО). По расчетам члена комитета Торгово-промышленной палаты Владимира Дементьева, если перевести хотя бы 1 млн государственных машин на газ (транспорт ЖКХ, милицию, "Скорую помощь"), то экономия бюджетных средств составит более 150 млрд руб. в год. Эксперты считают также, что самым действенным решением в развитии сети ГАЗС стал бы выпуск дешевого народного автомобиля на газовом двигателе, а это автоматически увеличило бы популярность газа как моторного топлива.

Однако стоит отметить, что одним из немаловажных факторов, влияющих на развитие этого рынка, остается цена вопроса. Являясь одним из сегментов внутреннего рынка СПГ, сфера производства и реализации жидкого метана и пропан-бутановых смесей за последнюю декаду совершила несколько довольно заметных рывков в своем развитии. Рост интереса к подобному виду топлива и, следовательно, самого рынка каждый раз происходил на фоне существенного повышения цен на более традиционные энергоносители. На сегодняшний день стоимость газомоторного топлива устанавливается с понижающим коэффициентом к стоимости бензина. Если бензин стоит в среднем порядка 20 рублей за литр, то цена газа в зависимости от вида варьируется от 5 рублей за природный газ и до 11 рублей за пропан. Однако, по словам управляющего активами ИК "Пилигрим Эссет Менеджмент" Евгения Питцулина, наиболее важным на ближайшую перспективу станет также планируемая либерализация цен на газовом рынке. "Кроме того, вызывают интерес и перспективы поднять ставку НДПИ на газ, что приведет к компенсации части бюджетных потерь от действующих налоговых льгот для нефтяников в Восточной Сибири. Действия этих факторов также не приведут к росту популярности газового топлива", — отмечает собеседник "Финансовых Известий".

"