Posted 10 декабря 2009,, 07:35

Published 10 декабря 2009,, 07:35

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Реализация нефтяного проекта Самсун-Джейхан невозможна без участия России - эксперт

10 декабря 2009, 07:35
Проект строительства нефтяной магистрали Самсун-Джейхан не может быть реализован без участия России, считает представитель Турции во Всемирном энергетическом совете Недждет Памир. "Необходимо быть реалистами. Реалии заключаются в том, что проект Самсун-Джейхан не может быть претворен в жизнь без транспортировки по нему российской нефти", - сказал в интервью РИА Новости ведущий турецкий эксперт по энергетическим вопросам.

Проект строительства нефтяной магистрали Самсун-Джейхан не может быть реализован без участия России, считает представитель Турции во Всемирном энергетическом совете Недждет Памир.

"Необходимо быть реалистами. Реалии заключаются в том, что проект Самсун-Джейхан не может быть претворен в жизнь без транспортировки по нему российской нефти", - сказал в интервью РИА Новости ведущий турецкий эксперт по энергетическим вопросам.

Нефтепровод Самсун-Джейхан планируется проложить от турецкого черноморского города Самсун до средиземноморского порта Джейхан. ОН рассчитан на прокачку в год 60-70 млн тонн нефти, позволит транспортировать нефть в обход проливов Босфор и Дарданеллы.

В октябре в Милане (Италия) было подписано соглашение, по которому российские компании "Роснефть", "Транснефть" и "Совкомфлот", наряду с турецкой группой "Чалык" (Calik) и итальянской "Эни" (Eni), примут участие в строительстве и эксплуатации нефтепровода Самсун-Джейхан, а также в транспортировке, переработке и совместной продаже нефтепродуктов. Об интересе к проекту также заявил российский ЛУКОЙЛ.

Турецкий эксперт напомнил, что проект Самсун-Джейхан около 15 лет назад был разработан местной трубопроводной компанией "Боташ" (Botas).

"Затем от него на время отказались, так как турецкие власти отдали приоритет нефтепроекту Баку-Тбилиси-Джейхан. После пуска этой магистрали в 2006 г. ряд частных компаний вернулись к проекту многолетней давности", - заметил Памир.

"Российская сторона длительное время не проявляла интереса к проекту Самсун-Джейхан, не считая его экономически привлекательным и отдавая приоритет другим программам, в частности строительства нефтепровода Бургас-Александруполис.

После замораживания новым правительством Болгарии ряда проектов с Россией в Москве сменили правила игры, объявив о проявлении интереса к проекту Самсун-Джейхан. Эти российская сторона дала понять болгарским властям, что у Москвы имеются другие альтернативы, в частности партнер в лице Турции, с которым она готова реализовать крупные и перспективные энергетические программы", - подчеркнул собеседник агентства.

"Россия прекрасно знает правила игры на рынке нефти и газа, так как экспорт энергоносителей является одной из важнейших составляющих ее бюджета. Более того, думаю, что Россия - лучший игрок на международном энергетическом рынке", - добавил турецкий эксперт.

По мнению собеседника, "Россия проводит совершенно грамотную и логичную политику". "Она не ограничивается проектом Самсун-Джейхан, а также работает над строительством в Джейхане нефтеперерабатывающего завода", - продолжил он.

Глава Минэнерго РФ Сергей Шматко сообщил в октябре, что Россия и Турция договорились о строительстве НПЗ в конечном пункте нефтепровода Самсун-Джейхан для совместной торговли нефтепродуктами.

По мнению Памира, если Россия "по тем или иным причинам" откажется от транспортировки своей нефти по магистрали Самсун-Джейхан, то поставлять по ней свое "черное золото" не станет и Казахстан. Эксперт напомнил, что о готовности присоединиться к проекту Самсун-Джейхан в ходе визита в Турцию в октябре заявлял президент центрально-азиатской республики СНГ Нурсултан Назарбаев.

"Оставшейся нефти, которая добывается западными компаниями вне пределов России и Казахстана, будет недостаточно для заполнения трубопровода и, соответственно, его рентабельности. В таком случае в реализации проекта Самсун-Джейхан возникнут задержки, а это негативно скажется на черноморском проливе Босфор, который с трудом выдерживает нефтяную нагрузку", - отметил Памир.

По прогнозам турецких властей, в 2010 г. объемы перевозки нефти через Босфор, разделяющий 12-миллионный Стамбул на европейскую и азиатскую части, возрастут до 200 млн тонн.

Рост объемов перевозок энергоносителей через черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) увеличивает угрозу возникновения в них техногенных и экологических катастроф и побуждает власти Турции искать альтернативные варианты поставок на мировые рынки нефти и газа. Об этом сообщает РИА Новости.

"