Posted 10 ноября 2004,, 15:06

Published 10 ноября 2004,, 15:06

Modified 16 августа 2022,, 21:38

Updated 16 августа 2022,, 21:38

Второй пик активности в проекте Бургас-Александруполис

10 ноября 2004, 15:06
Меморандум о строительстве нефтепровода готов к подписанию Главы рабочих групп из России, Болгарии и Греции в Афинах парафировали меморандум о строительстве нефтепровода. Подписание меморандума о строительстве нефтепровода, который является рамочным документом политического характера, ожидается в ближайшие недели.

Меморандум о строительстве нефтепровода готов к подписанию

Главы рабочих групп из России, Болгарии и Греции в Афинах парафировали меморандум о строительстве нефтепровода. Подписание меморандума о строительстве нефтепровода, который является рамочным документом политического характера, ожидается в ближайшие недели. Этот меморандум способен стимулировать проект, история развития которого насчитывает уже 10 лет.

Проект нефтепровода Бургас-Александруполис - один из вариантов разгрузки турецких проливов Босфор и Дарданеллы, условия судоходства в которых усложняются для танкеров, везущих нефть из портов Черного моря, буквально день ото дня.

С проектом "Бургас-Александруполис" конкурируют маршруты Бургас-Влоре и Констанца-Омишаль, Турция предлагает проекты нефтепроводов Кыйикей-Ибрикбаба и Самсун-Анкара-Джейхан. Кроме того, разгрузить турецкие проливы позволят начало поставок нефти по маршруту "Дружба-Адрия", запланированное на конец нынешнего года и завершение строительства магистрали Баку-Джейхан.

Важно отметить, что из всех названных наиболее высокие шансы загрузки у проекта интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" - российские компании готовы наращивать экспорт своей нефти по нефтепроводам в этом направлении. А наполовину готовый нефтепровод Баку-Джейхан еще не собрал необходимые для эффективной работы "трубы" объемы.

Маршруты же, предполагающие перевалку нефти в одном из черноморских портов и доставку ее по трубе в порт "по другую сторону" турецких проливов, не могут получить такие гарантии от российских компаний: большинство из них продает свою нефть в порту на условиях FOB. Пожалуй, единственной российской компанией, транспортирующей через Босфор свою нефть, сегодня является ТНК-BP, которая обеспечивает сырьем принадлежащие BP НПЗ в других странах. Решение вопроса загрузки обходных маршрутов требует изменений в условиях действующих контрактов или ориентации на использование конкретного маршрута при заключении новых соглашений. Таким образом, несмотря на согласованный меморандум, получение гарантий загрузки Бургас-Александруполис нефтью для начала инвестирования может стать проблемой.

Очевидно, что этому проекту целесообразно ориентироваться в основном на поставки каспийской нефти. В частности, российским "ЛУКОЙЛом", который является главным разработчиком российского сектора Каспия. В начале осени 2004 г. "ЛУКОЙЛ" обнародовал программу работ на Каспии: по плану, добыча на месторождении имени Корчагина начнется в 2008 г. Кроме того, появление среди акционеров "ЛУКОЙЛа" ConocoPhillips, участвующей в добычных проектах Казахстана (Кашаган, Каламкас, Кайран, Актоты) позволяет предположить, что в Каспийском регионе эти компании будут проводить совместную политику. А значит нефть ConocoPhillips, которая пойдет по КТК, может потом попасть в Бургас. Кстати, "ЛУКОЙЛ" был наиболее вероятным кандидатом на транспортировку нефти в Александруполис еще в 2002 г., когда компания участвовала в приватизации греческой нефтяной компании Hellenic Petroleum. Но акционером Hellenic Petroleum "ЛУКОЙЛ" не стал - и интерес компании к проекту в то время снизился.

Между тем, конкуренция проектов в обход Босфора растет, и движение заметно не только в проекте Бургас-Алекандруполис. Летом нынешнего года было подготовлено исправленное ТЭО нефтепровода из румынского порта Констанца в хорватский Омишаль. А турецкая группа компаний Anadolu представила в Минпромэнерго РФ проект нефтепровода Кыйикей-Ибрикбаба (см. "Кыйикей-Ибрикбаба", "НиК" №4/2004), участвовать в котором в качестве оператора предполагала "Транснефть". Этот проект учитывает интересы России и Турции, и потому имел неплохие шансы, но из-за сложности исполнения (нужно строить "с нуля" два порта) его обсуждение затормозилось.

Тем временем Турция заявила, что готова в ближайшее время самостоятельно начать строительство нефтепровода из порта Самсун вдоль трассы газопровода "Голубой поток" до Анкары, которую связывает действующий нефтепровод с портом Джейхан на Средиземном море. Маршрут длинный, но не требует строительства портов и длительных изысканий, и максимально учитывает интересы развития экономики Турции. Проблема в том, что российские компании в реализации этого проекта участвовать не будут. Вполне возможно, именно стремлением России взять инициативу в свои руки, обусловлена нынешняя активность стран-участников проекта "Бургас-Александруполис".

OilCapital.ru

"