Posted 10 сентября 2008,, 06:24

Published 10 сентября 2008,, 06:24

Modified 20 августа 2022,, 21:12

Updated 20 августа 2022,, 21:12

Трубы горят

10 сентября 2008, 06:24
Почему пересох "антироссийский" нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан Итоги Одной из жертв военной авантю­ры Грузии в Южной Осетии стал нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), управляемый международным консорциумом во главе с British Petroleum и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР).

Почему пересох "антироссийский" нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан

Одной из жертв военной авантю­ры Грузии в Южной Осетии стал нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), управляемый международным консорциумом во главе с British Petroleum и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР). Слава богу, эту стратегическую "трубу" не пытались подорвать ядерным зарядом, как в сюжете одной из серий бондианы "И целого мира мало". Но, тем не менее, сюжет фильма с участием Пирса Броснана и Софи Марсо имеет немало параллелей с реальностью. А по накалу интриги жизнь, пожалуй, еще и даст фору киношному вымыслу.

В истории "контракта" века, подписанного почти полтора десятилетия назад и открывшего дорогу к строительству БТД, случалось такое, с чем не под силу было бы справиться и агенту "007".

Через реки, горы и долины

Взять хотя бы последние события. Сначала на турецком участке нефтепровода случились взрыв и пожар, устроенные вроде бы курдскими сепаратистами. Дальше - больше. Военные действия на Кавказе заставили вновь приостановить поставки нефти по БТД, хотя война трубопровод никак не затронула. Но форс-мажор налицо. Конфликт вокруг Южной Осетии, как признают теперь американские и европейские бизнесмены и аналитики, связанные с большой нефтью, до основания разрушил надежды западных инвесторов, которые верили, что Грузия является надежным путем для транзита каспийских энергоносителей.

Непредсказуемое поведение Тбилиси стало весьма неприятным сюрпризом и для Баку. ГНКАР спешно изыскивает возможности перенаправить до полумиллиона тонн сырой нефти через Россию. Казахстан тоже пытается договориться с российскими партнерами об использовании дополнительных транспортных мощностей. Словом, ожили все страхи, сопровождавшие запуск строительства нефте­провода.

Впрочем, масштаб проекта соответствует степени риска. В конечном счете его строительство обошлось в 3,6 миллиарда долларов при первоначально планировавшихся 2,6 миллиарда. Торжественное открытие БТД состоялось 13 июля 2006 года в турецком средиземноморском порту Джейхан, главный нефтяной терминал которого назван в честь покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева.

Если в посвященной "трубе" бондиане действуют, в частности, бывшие сотрудники КГБ, то в судьбе реального нефтепровода ключевую роль играли бывшие члены политбюро ЦК КПСС. Один из них - Гейдар Алиев - 20 сентября 1994 года во дворце "Гюлистан" в Баку добился подписания основополагающего документа, который вошел в историю большой нефтяной игры как "контракт века", открывший дорогу для строительства БТД. Чем вызвал ревность своего коллеги по полит­бюро - руководителя Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Последний, громко объявивший приверженность проекту "как делу своей жизни", оказался менее удачлив в роли "спасителя нации". Вместо славы и надлежащего увековечения его заслуг Шеварднадзе оказался смещенным "революцией роз" и заменен вполне своим для западных политиков Михаилом Саакашвили. По большому счету именно стратегическая "труба" вершила судьбами закавказской политики.

К примеру, США и Британии требовался в доску свой режим в центре Кавказа, обеспечивающий транспортную связь между турецкими портами и Каспием. В результате в Грузии произошел бескровный переворот, приведший к власти Саакашвили. В Азербайджане, напротив, Запад сделал все, чтобы власть после смерти Гейдара Алиева перешла в руки его сыну Ильхаму, гарантировавшему в отличие от оппозиции бесперебойность поставок нефти.

В значительной мере цели авторов "контракта века" были достигнуты. Особенно после того, как быстрый ­рост цен на черное золото после 2003 года сделал проект экономически выгодным даже в условиях разработки сравнительно скромных азербайджанских ресурсов.

"Реально постыдный контракт"

"Контракт века" вполне достоин пера автора политических детективов. Взять хотя бы экологический аспект проекта. Считается, что БТД уменьшил на 350 единиц число танкеров, проходящих ежегодно через проливы Босфор и Дарданеллы. Тем не менее проект подвергается жесткой критике со стороны экологов. Защитники природы чаще всего подчеркивают уже нанесенный и потенциальный ущерб знаменитому грузинскому заповеднику, где разливается по бутылкам шипучий "Боржоми".

Кому до недавнего времени принадлежал бизнес на минеральной воде в Грузии? Непримиримому противнику Саакашвили, крупнейшему грузинскому предпринимателю Бадри Патаркацишвили, который изначально выступал против проекта БТД, за что и поимел под конец жизни многочисленные проблемы с грузинскими властями. Как предприниматель, Патаркацишвили очень хорошо понимал: достаточно самой малой утечки нефти в Боржомском ущелье, чтобы знаменитая вода утратила свою привлекательность. В таком случае финансовые потери Грузии, не менее 10 процентов экспорта которой составляет "Боржоми", окажутся несоразмерно велики в сравнении с доходами за транзитные услуги при транспортировке нефти.

Интересно, что на каком-то этапе своей политической карьеры нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили соглашался с точкой зрения бизнесмена и даже называл проект строительства БТД "реально постыдным контрактом". Но все меняется, в том числе и принципиальная позиция, особенно если речь идет о большой нефти и интересах сильных мира сего.

Проект БТД был реализован лишь после того, как до него дошли руки у нефтяного лобби, задающего тон в администрации президента США Джорджа Буша. Консорциум БТД - владельца трубопровода - контролируют помимо ГНКАР, британская BP и американская Chevron, за которой явственно просматривается фигура вице-президента США Дика Чейни. С такой поддержкой "контракт века" смог получить в середине 2000-х годов второе дыхание.

Дело в том, что мощность прокачки БТД - 50 миллионов тонн нефти в год, или миллион баррелей в сутки. Но до достижения такого объема еще далеко. Азербайджан пока не добывает столько нефти. Однако благодаря усилиям западных лоббистов 16 июня 2006 года президент Нурсултан Назарбаев подписал договор о присоединении своей страны к проекту БТД. Документ предусматривает организацию танкерной перевозки казахской нефти через Каспий, из Актау в Баку, и ее дальнейшую транспортировку по трубопроводу БТД. В стадии обсуждения находится также проект газопровода Nabucco, который бы доставил из Каспийского региона (с возможным подключением Туркменистана) значительные объемы газа. Как и в случае с БТД, главными "спонсорами" проекта выступают США и Западная Европа, без околичностей представляющие этот маршрут как альтернативу российским проектам - "Северный" и "Южный поток".

Слабое звено

Но, как выяснилось, в этом более геополитическом, чем бизнес-проекте имеется слабое звено. Причем такое, от которого зависит вся задумка обойти Россию "трубой". Речь идет о неспособности союзников Запада в регионе обеспечить безопасность транспортировки энергоносителей. Еще до вспышки военных действий в Южной Осетии произошел взрыв на турецком участке нефтепровода, ответственность за который вроде бы взяли на себя курдские боевики. Консорциум "БТД" вынужден был остановить прокачку нефти на целых три недели. Оправдались страхи по поводу небезопасности маршрута нефтепровода. Тем более это было не первое покушение террористов на каспийскую "трубу". С начала пуска БТД его работу пытались путем диверсий нарушить уже несколько раз. По словам бывшего замглавы министерства нацбезопасности Азербайджана Сульхаддина Акпера, закопанный в землю нефтепровод злоумышленники, например, "поливали специальным раствором, вызывавшим постепенную коррозию металла, из которого изготовлены трубы", и трубо­проводу приходилось приостанавливаться на ремонт.

Однако беспокойство по поводу подобных инцидентов оказалось не сравнимо с сюрпризом, преподнесенным партнерам грузинским правительством. Сегодня инвесторы БТД пребывают в шоке от непредсказуемости Тбилиси. Никакие теракты не сравнятся с военными авантюрами ключевого для проекта БТД государства. По сути, лишь добрая воля Москвы уберегла западные инвестиции на Кавказе. Вообще-то правила войны диктуют уничтожение инфраструктуры противника, и БТД по идее мог бы стать одной из первоочередных целей для российских ударов возмездия. Но не стал. Впрочем, "труба" в политическом смысле и так дала глубокую трещину.

Куда все течет

Белый дом попытался компенсировать негативную реакцию бизнеса и экспертного сообщества на авантюрные действия американского протеже в Тбилиси. В Европу и Кавказский регион был откомандирован вице-президент США. "Где нефть и проблемы, там и Дик Чейни", - философски замечает по этому поводу лондонская газета "Таймс". Что верно, то верно. В Баку вице-президент США пообщался сначала с руководителями компаний BP и Chevron, а затем с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Чейни даже особенно и не скрывал, что привела его на Кавказ исключительно большая нефть. Инвестиции ведь надо защищать, тем более если имеешь к ним прямое отношение. Дик Чейни ветеран, а некоторые полагают, что и автор проекта БТД. Некоторые наблюдатели предполагают, что американским вице-президентом, готовящимся к скорому уходу в отставку, в его кавказской поездке двигали не одни лишь государственные интересы Америки. Вспоминают, что до 2000 года Чейни, руководил компанией Halliburton, которая хорошо известна на азербайджанском нефтяном рынке и давно на нем работает. Если допустить, что после своей отставки Чейни вернется в Halliburton, то в его приезде на Кавказ вполне могут быть элементы личной заинтересованности, задел на будущее.

В связи с визитом вице-президента США аналитики также предсказывают, что обмен риторическими ударами между американской администрацией и Кремлем выйдет на новый уровень. "Визит Чейни будет провокационным, - говорит сотрудник вашингтонского отделения Eurasia Group Клифф Купчан. - Его прежние высказывания и хорошо известные взгляды на Россию обещают очень резкие заявления".

Возможно, что перед лицом эскалации словесной войны со стороны США худшим ответом Москвы был бы обмен столь же враждебными фигурами речи. Лучшей реакцией стала бы "работа над ошибками", о необходимости которой российские ученые Иван Данилин (ИМЭМО РАН) и Наталья Павлинова (ИАЦ "Минерал") писали еще два года назад. По их мнению, в свое время просчет состоял в отказе от участия российских компаний в проекте БТД. Дело в том, что экспортное положение России на юге не вполне благополучно. Турция постоянно увеличивает тарифы за прохождение проливов танкерами, идущими из Новороссийска. Кроме того, вводятся все новые ограничения на проход судов, причем транзитный потенциал проливов действительно почти исчерпан. Россия, понадеявшись на "неосуществимость" проекта БТД, упустила несколько лет, за которые можно было бы активизировать работы над собственными альтернативными маршрутами транспортировки нефти.

Игнорировать факт существования БТД уже невозможно. Рассчитывать на банкротство оперирующей компании также не стоит, учитывая динамику цен на энергоносители и политическую поддержку трубопровода со стороны США, Европы, Турции и Израиля, полагают исследователи. Нужна новая, прагматичная позиция и новые решения, возвращение России к роли активного игрока в регионе. "Участие в работе БТД, - подчеркивают Данилин и Павлинова, - гарантирует рост российского влияния на Азербайджан и членов консорциума, а заодно позволит выгадать время, необходимое для создания альтернативных российских нефтепроводов". Провал Грузии как ключевой страны - транзитера каспийских энергоносителей дает российским гос­структурам и частным компаниям реальный шанс обернуть себе на пользу чужой "контракт века", и было бы расточительно этим шансом пренебречь.

("ИТОГИ", 08.09.2008, Николай Зимин, Вашингтон)

"