"Роснефть" готовится к разработке Ванкорского месторождения

"Роснефть" готовится к разработке Ванкорского месторождения
Новость

10 июня, 13:40
Ожидаемая добыча нефти на Ванкорском и Северо-Ванкорском месторождениях (Красноярский край) может составить 12-14 млн тонн в год. Об этом заявил президент "Роснефти" Сергей Богданчиков. По его словам, рассматриваются два варианта транспортировки нефти с месторождений - через порт Диксон или строительство нефтепровода до системы магистральных трубопроводов "Транснефти".

Ожидаемая добыча нефти на Ванкорском и Северо-Ванкорском месторождениях (Красноярский край) может составить 12-14 млн тонн в год. Об этом заявил президент "Роснефти" Сергей Богданчиков. По его словам, рассматриваются два варианта транспортировки нефти с месторождений - через порт Диксон или строительство нефтепровода до системы магистральных трубопроводов "Транснефти". Напомним, что "Роснефть" недавно стала основным акционером Ванкорского проекта.

Суммарные разведанные запасы расположенных в Красноярском крае Ванкорского и прилегющего к нему Северо-Ванкорского месторождений составляют около 190 млн тонн нефти. Лицензия на разработку месторождений принадлежит компании "Енисейнефть". 59% акций "Енисейнефти" находятся в собственности британской компании Anglo-Siberian Oil Co (ASOC), еще 20% акций принадлежат подконтрольным "ЮКОСу" компаниям "Енисейгеофизика" и "Енисейнефтегаз", 4% - местной администрации. Оставшиеся 17% являются спорным активом. Бывший генеральный директор "Енисейнефтегаза" в 2001 г. без ведома акционеров продал эту долю компании в "Енисейнефти" "Союзнефтегазу", подконтрольному Юрию Шафранику. "ЮКОС" в настоящее время в судебном порядке оспаривают сделку.

Именно этот конфликт стал причиной невхождения в проект французской компании Total, которая еще с 2001 г. претендовала на покупку 52% акций "Енисейнефти" у ASOC. Сделка должна была состояться в мае прошлого года. Кроме платы за активы ASOC Total готова была инвестировать в проект в ближайшие 2 года $2,5-3 млрд. Однако, по словам официальных представителей Total, сделка не могла быть закрыта без согласия российских акционеров, которые ведут между собой длительную судебную тяжбу.

Теперь эта сделка не может быть закрыта совсем по другой причине. В начале апреля этого года "Роснефть" объявила о намерении приобрести 100% акций ASOC. Причем предложенная тогда "Роснефтью" цена в два раза превышала капитализацию ASOC на Лондонской фондовой бирже. Результатом столь выгодного предложения стало то, что уже в конце апреля российская госкомпания объявила, что владельцы почти 97,5% акций ASOC согласились принять ее предложение.

Тем не менее Total по-прежнему намерена участвовать в разработке Ванкора. Об этом в мае заявил генеральный директор московского представительства компании Франсуа Рафен. Сегодня наиболее возможным вариантом присоединения Total к проекту представляется покупка акций "Енисейнефти" у "ЮКОСа". Руководство "ЮКОСа" уже объявило о готовности после разрешения споров с "Союзнефтегазом" расстаться с долей в Ванкоре. По всей видимости, это объясняется тем, что основное внимание "ЮКОСа" сегодня сосредоточено на проектах, связанных с транспортировкой нефти в страны АТР. Ванкорский же проект не попадает в их ряд. Появление Total на Ванкоре, стоимость разработки которого оценивается в $2,5-3 млрд, было бы желательно и для "Роснефти" - разделение рисков при таких затратах российской госкомпании не помешает.

В заключение отметим, что главной проблемой Ванкорского месторождения является отсутствие транспортной инфраструктуры, а на ее создание, по предварительным оценкам, потребуется $900 млн, т.е. около трети всех инвестиций в проект.

Сегодня, по словам главы "Роснефти", рассматриваются два основных варианта транспортировки нефти с Ванкора. Первый вариант - северный, согласно которому нефтепровод от месторождения должен пройти через речной порт Дудинка до морского порта Диксон. Протяженность трассы - 730 км. В порту планируется построить нефтехранилище емкостью 400 тыс. куб. м. Второй вариант - соединение месторождения с системой магистральных нефтепроводов "Транснефти" в поселке Пурпе. И хотя дистанция здесь короче (около 550 км), преимущество на сегодняшний день скорее за северным вариантом.

Во-первых, автономная система позволит избежать смешения нефтей. Для инвесторов Ванкора это важно, поскольку нефть здесь легкая и малосернистая. Во-вторых, ванкорской нефти при выборе северного варианта не придется бороться за место в трубопроводной системе "Транснефти", которая, как известно, ограничена. Есть и другие преимущества северного маршрута (см. "Ванкор ждет второго пришествия инвесторов", "НиК" №3/2002). Однако окончательный выбор маршрута можно будет сделать только после подготовки ТЭО имеющихся вариантов, поскольку без этого определить издержки при транспортировке нефти в том или ином случае невозможно.

OilCapital.ru

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter