Posted 10 марта 2009,, 09:47

Published 10 марта 2009,, 09:47

Modified 20 августа 2022,, 21:10

Updated 20 августа 2022,, 21:10

Астана настаивает на контроле в казахстанской части нефтепровода БТД

10 марта 2009, 09:47
Казахстан намерен взять под контроль государства не менее 51% в казахстанской Каспийской трубопроводной системе, строящейся для соединения с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов республики Сауат Мынбаев во вторник журналистам в кулуарах заседания правительства в Астане.

Казахстан намерен взять под контроль государства не менее 51% в казахстанской Каспийской трубопроводной системе, строящейся для соединения с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов республики Сауат Мынбаев во вторник журналистам в кулуарах заседания правительства в Астане.

"Мы не собираемся уступать контроль над трубой от Ескене (поселок на западе Казахстана) до Курыка (порт на Каспии в Казахстане) и от Курыка через Каспий до Баку-Тбилиси-Джейхан", - сказал Мынбаев.

При этом, как признал министр, у Казахстана "есть разногласия с консорциумом Agip KCO и Chevron", которые "сейчас единым фронтом выступают". "Разногласия различные, но основное связано с контролем (над маршрутом). Под контролем имеется в виду не менее 51%", - уточнил Мынбаев.

Министр признал, что "сейчас непростая ситуация с финансированием любых больших проектов". Тем не менее, подчеркнул он, "в момент ввода трубы в действие мы должны по заранее обговоренной цене просто вступить в права владения 51%".

"Консорциум в принципе не сильно возражает против такого пути", - отметил он.

Этот нефтепровод призван соединить расположенный в Ескене завод по подготовке нефти, поступающей с месторождения Кашаган (оператором которого является консорциум Agip KCO), с портом Курык, где планируется построить новый нефтеналивной терминал для приема танкеров большого дедвейта - до 60 тысяч тонн.

При этом предполагается, что трасса проектируемого нефтепровода пройдет в одном техническом коридоре с действующим нефтепроводом "Узень - Атырау - Самара", что позволит оптимизировать капитальные затраты на строительство.

Помимо кашаганской нефти, объемы которой составят основу для загрузки мощностей новой трубы, данный маршрут будет использоваться и другими нефтяными компаниями. На первом этапе предполагается, что пропускная способность нефтепровода "Ескене-Курык", протяженностью порядка 750 километров, составит 23 миллиона тонн в год, с возможностью дальнейшего поэтапного расширения до 35 миллионов и 56 миллионов тонн в год в зависимости от ресурсной базы.

Одновременно с реализацией данного проекта будут проводиться работы по созданию Транскаспийской системы перевозок нефти, включающей в себя создание крупнотоннажного танкерного флота, а также соответствующих приемных мощностей в Азербайджане вплоть до соединения с нефтепроводом БТД.

Помимо всего, создание такой системы транспортировки в плане глобальной энергетической политики позволит казахстанским нефтяным компаниям воспользоваться новым направлением поставок, и, что особенно важно, обеспечит выход к глубоководному порту Джейхан в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. А это, в свою очередь, открывает экономически выгодный доступ к отдаленным нефтяным рынкам, таким как Америка и страны Юго-Восточной Азии, передает РИА Новости.

"