Posted 9 декабря 2009,, 08:38

Published 9 декабря 2009,, 08:38

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Недооценили привлекательность

9 декабря 2009, 08:38
Иностранные инвесторы теряют интерес к российским месторождениям ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ Петр Гельтищев Степень "агрессивности" зарубежных компаний, по выражению главы Министерства природных ресурсов и экологии Юрия Трутнева, в текущем году значительно снизилась. "Интерес к работе в России уменьшился. Интерес -- это проявление оценки инвестиционной привлекательности", -- считает министр.

Иностранные инвесторы теряют интерес к российским месторождениям

Петр Гельтищев

Степень "агрессивности" зарубежных компаний, по выражению главы Министерства природных ресурсов и экологии Юрия Трутнева, в текущем году значительно снизилась. "Интерес к работе в России уменьшился. Интерес -- это проявление оценки инвестиционной привлекательности", -- считает министр. Как отмечают эксперты, опрошенные "Временем новостей", зарубежные компании не стремятся участвовать в российских проектах из-за высоких политических рисков в стране и низкой экономической эффективности разработки месторождений при нынешних ценах на нефть.

К концу текущего года, по данным Минприроды, объем геологоразведочных работ сократится на 10%. Снизятся и инвестиции в освоение открытых месторождений. Как заявил вчера г-н Трутнев, эта тенденция в перспективе может обернуться для страны серьезными проблемами: "Весь мир работает над поиском энергоресурсов, в том числе альтернативных, а мы сейчас свои месторождения положим в мешок и никому не дадим. Создание резерва месторождений в России будет означать лишь изъятие недр из экономического оборота". Проблему недофинансирования можно отчасти решить за счет привлечения иностранных инвесторов. Однако количество проведенных геологоразведочных аукционов в нынешнем году по сравнению с предыдущими годами существенно снизилось. Впрочем, Минприроды уже нашло способ исправить ситуацию. Так, г-н Трутнев предложил "либерализовать доступ иностранных компаний к российским недрам": "Это интересы не иностранцев, а экономики России".

Действительно, сегодня стимулов к освоению российских недр у западных и восточных партнеров нет. Прежде всего это связано с конъюнктурой нефтяного рынка. Значительная часть отечественных углеводородных богатств трудноизвлекаема и требует применения дорогостоящих технологий, а при нынешних невысоких ценах на нефть это ключевой фактор при принятии решения. "Стратегический интерес присутствует. Но будет ли он реализован, зависит от цены. При стоимости нефти 90 долл. он, очевидно, возрастет. Пока есть масса мест, куда капитал может быть вложен с куда большей отдачей. Так, месторождения Ближнего Востока в большинстве своем не являются шельфовыми, требуют меньшего объема инвестиций в разработку, к тому же там имеется транспортная инфраструктура", -- отметил начальник отдела инвестиционного анализа УК "Универ" Дмитрий Александров. Определенный опыт по освоению труднодоступных месторождений накоплен и у российских компаний, но для реализации масштабных проектов, например по разработке арктического шельфа, неизбежно придется привлекать зарубежных партнеров. "Если речь идет только о бурении, то это могут быть Halliburton, Schlumberger или Baker Hughes. Если будут создаваться консорциумы, то может быть использован опыт Total или Norsk Hydro", -- предположил эксперт.

Впрочем, и участие в подобных консорциумах остается не слишком привлекательным для иностранных корпораций. "Есть большие риски даже для крупных западных компаний -- это и непрозрачность законодательства в части недропользования, и возможные проблемы с российскими партнерами. Кроме того, государство может медлить с выдачей лицензии, а местные контрагенты -- откладывать выполнение своей части работ", -- пояснил главный аналитик ИК "Калита Финанс" Андрей Ганган. Вчера министр Трутнев также указал на то, что те российские компании (с государственным участием больше 50%), которые имеют доступ к освоению шельфа, после получения лицензии на его разработку фактически могут действовать по собственному желанию. "Все на их усмотрение. Создался ли консорциум для его разработки, не создавался, инвестировали в его освоение, не инвестировали -- мы повлиять не можем", -- сказал глава Минприроды. И все-таки, отметил г-н Ганган, без технологической и финансовой поддержки зарубежных компаний обойтись не удастся: "Даже "Роснефть" может не потянуть по деньгам, и точно -- по технологиям, а недра так и останутся неосвоенными".

"