Posted 9 сентября 2011,, 04:29

Published 9 сентября 2011,, 04:29

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Сегодня завершится строительство 2-й очереди нефтепровода ВСТО

9 сентября 2011, 04:29
9 сентября 2011 г. в районе порта "Козьмино" Приморского края состоится сварка заключительного стыка линейной части второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан". Об этом OilCapital.ru сообщили в пресс-службе "Транснефти". Геополитическая роль ВСТО ВСТО призван решить задачу диверсификации экспортных маршрутов и выхода страны на новые рынки, что является важнейшим элементом энергетической безопасности России.
Сюжет
ВСТО

9 сентября 2011 г. в районе порта "Козьмино" Приморского края состоится сварка заключительного стыка линейной части второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан". Об этом OilCapital.ru сообщили в пресс-службе "Транснефти".

Геополитическая роль ВСТО

ВСТО призван решить задачу диверсификации экспортных маршрутов и выхода страны на новые рынки, что является важнейшим элементом энергетической безопасности России. ВСТО - единственный нефтепровод с такой мощностью, который проходит не по территории транзитных стран, что увеличивает надежность поставки нефти по нему.

Не менее важная цель проекта - освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в этих регионах, а также создание инфраструктурных объектов.

Маршрут нефтепровода

Учитывая объем строительства, а также освоение и обустройство новых восточносибирских месторождений нефти, реализация проекта "Восточная Сибирь – Тихий океан" осуществлялась в два этапа: строительство первой очереди нефтепровода (ВСТО-1) и второй (ВСТО-2).

Трасса ВСТО-1 проходит по маршруту Тайшет (Иркутская область) – Усть-Кут (Иркутская область) – Ленск (Якутия) – Алдан (Якутия) – Сковородино (Амурская область). Протяженность линейной части нефтепровода составляет 2694 км. От Сковородино нефть железнодорожными составами направляется в СМНП "Козьмино" на побережье Тихого океана, а далее на экспорт. Мощность первой очереди ВСТО составляет 30 млн тонн нефти в год. В рамках проекта построены семь нефтеперекачивающих станций (№1 "Тайшет", №4 "Речушка", НПС №8 "Киренск", НПС №10 "Талакан", № 14 "Олекминск", №17 "Алдан", НПС № 21 "Сковородино"), пункт налива нефти на станции Сковородино, специализированный морской нефтеналивной порт "Козьмино" в районе г. Находка.

Нефтепровод ВСТО-2 общей протяженностью 2045 км проходит по маршруту г.Сковородино – г.Благовещенск - г.Биробиджан - г.Хабаровск – СМНП "Козьмино" по территории Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровского края и Приморского края. Реализация второго этапа ВСТО общей мощностью до 50 млн. тонн в год осуществляется одновременно с обеспечением расширения пропускной способности трубопроводной системы на участке Тайшет – Сковородино до 80 млн. тонн в год

Реализация нефтепроводной системы ВСТО включает в себя также строительство ответвления на Китай. Протяженность линейной части российского участка составляет 63,4 км, производительность - 15 млн. тонн нефти в год.

Правовая основа проекта

Реализация проекта строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" осуществляется согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 1737-р. Приказом Министерства промышленности и энергетики от 26 апреля 2005 года № 91 были определены этапы строительства Восточного нефтепровода. Первоначально маршрут первой очереди ВСТО выглядел так: город Тайшет (Иркутская область) - район Усть-Кута (Иркутская область) - город Казачинское (Иркутская область) - город Тында (Амурская область) - город Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн. тонн нефти в год. Однако по распоряжению Владимира Путина с учетом минимизации всех рисков, прежде всего экологических, трасса ВСТО-1 была перенесена севернее озера Байкал.

История строительства и основные объекты

Сварка первых уложенных труб Восточного нефтепровода была произведена 28 апреля 2006 года в районе города Тайшет в Иркутской области. Знаменательной датой в истории Восточного нефтепровода стало 4 октября 2008 года - в реверсивном режиме начал работать участок "Талакан-Тайшет". В середине марта 2009 года прошла торжественная церемония сварки 2500 км трассы ВСТО в районе города Олекминска в Якутии.

Вместе с сооружением линейной части Восточного нефтепровода на всем протяжении трассы велись работы по созданию линий электропередач, дорог, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, очистных сооружений, средств связи и автоматики.

28 декабря 2009 года в Приморье состоялась торжественная церемония запуска первой очереди нефтепроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан". Старт работе нового магистрального нефтепровода дал премьер-министр Владимир Путин. Одновременно строители приступили к прокладке ВСТО-2.

29 августа 2010 года в районе Сковородино Амурской области состоялось знаменательное событие – запуск российского участка нефтепровода "Сковородино – Мохэ – Дацин". Задвижку на трубе повернул лично премьер-министр Владимир Путин. Китайская сторона закончила строительство своего участка спустя почти месяц. 27 сентября президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао объявили о завершении строительства нефтепровода "Сковородино – Дацин". 1 января 2011 года Россия начала коммерческие поставки нефти в Китай.

Трасса ВСТО-2 строилась ускоренными темпами. В начале декабря 2010 года строители отмечали большое событие – сварку тысячного километра нефтепровода.

Одновременно с прокладкой линейной части ВСТО-2, шло развитие конечной точки нефтепровода – спецморнефтепорта "Козьмино". В течение 2010 года объемы нефти, отгружаемой на экспорт, постепенно увеличивались. Одним из важнейших событий для порта и для всего проекта ВСТО стала отгрузка 15 млн тонн нефти на экспорт в страны АТР. Всего же по итогам первого года работы Восточного нефтепровода через терминал спецморнефтепорта "Козьмино" было отгружено 15 млн 340 тыс. тонн нефти.

Ввод ВСТО-2 в эксплуатацию запланирован в четвертом квартале 2012 года с опережением сроков строительства примерно на два года.

Сорт нефти ESPO

Нефть ESPO, транспортируемая по нефтепроводу "Восточная Сибирь – Тихий океан", стремительными темпами завоевывает популярность не только на рынках АТР. Высокие качественные характеристики смеси уже оценили в США. Основными импортерами восточносибирской нефти являются Япония, Южная Корея, Филиппины, Таиланд, Китай.

Текущая ситуация показывает, что качественные характеристики сорта ESPO превосходят российскую Urals, и эталонную прежде для стран АТР ближневосточную Dubai.

Мнения экспертов о проекте "Восточная Сибирь – Тихий океан"

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, главный редактор портала "Восточный нефтепровод" Дмитрий Орлов считает, что "нефтепровод "Восточная Сибирь – Тихий океан" дает России свободу выбора. А свобода выбора транспортировки энергоносителей – это и есть гарантия суверенитета и национальной энергетической безопасности. Россия – активный игрок на европейском рынке нефти, однако на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона она до недавних времен практически не была представлена. ВСТО решает эту проблему. Политическая воля руководства России и адекватные поставленным задачам технические, технологические и организационные возможности "Транснефти" - вот то сочетание факторов, которое позволяет осуществлять этот грандиозный проект".

По оценке начальника отдела аналитических исследований ИГ "Универ-капитал" Дмитрия Александрова, "запуск ВСТО-2 позволит увеличить долю российской нефти на рынке АТР с 3,8% до 5,5%".

"Нефтяные компании в первую очередь заинтересованы в скорейшем запуске ВСТО-2, - считает директор департамента Due Diligence "2К Аудит – Деловые консультации / Morison International" Александр Шток. - Это значительно удешевит транспортировку нефти на рынки АТР. Таким образом, пуск нефтепровода станет дополнительным стимулом для более активного развития нефтяной промышленности в регионе".

По мнению главного редактора портала TopNeftegaz.ru Александра Дармина, "ВСТО - это настоящий полигон для внедрения инновационных технологий. В процессе реализации проекта внедряются новые решения, направленные на повышение эффективности и безопасности транспортировки нефти, такие как создание многоуровневой системы защиты нефтепровода".

"