Posted 9 апреля 2003,, 13:55

Published 9 апреля 2003,, 13:55

Modified 16 августа 2022,, 21:42

Updated 16 августа 2022,, 21:42

МАП решило упростить для малых нефтяных компаний порядок доступа к магистральным трубопроводам и заводам по переработке сырья

9 апреля 2003, 13:55
Министерство по антимонопольной политике (МАП) решило облегчить бизнес для малых нефтяных компаний. Ведомство Ильи Южанова хочет упростить для них порядок доступа к магистральным трубопроводам и заводам по переработке сырья. "Мы завершили разработку проекта постановления правительства "Об основных условиях доступа нефтяных компаний к магистральным трубопроводам", - сообщил 8 апреля 2003 г.

Министерство по антимонопольной политике (МАП) решило облегчить бизнес для малых нефтяных компаний. Ведомство Ильи Южанова хочет упростить для них порядок доступа к магистральным трубопроводам и заводам по переработке сырья.

"Мы завершили разработку проекта постановления правительства "Об основных условиях доступа нефтяных компаний к магистральным трубопроводам", - сообщил 8 апреля 2003 г. агентству Росбалт заместитель министра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин. Он пояснил, что документ находится "на выходе из министерства, и в ближайшее время, скорее всего в апреле будет внесен на рассмотрение правительства".

Бесспорно, что крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНКам) не нужен новый регламент. Их нефть и так безо всяких проблем течет по магистралям "Транснефти" на принадлежащие им же НПЗ. Однако новый порядок остро необходим мелким нефтедобытчикам. И в МАПе не скрывают, что защищают их интересы. Проект создает "более прозрачные условия для формирования графиков поставок нефти и увязывания их с заключением договоров на оказание услуг по транспортировке нефти", - пояснил А.Голомолзин. Он отметил, что цель постановления - обеспечение равного доступа к трубе небольших нефтяных компаний пропорционально их доле в объеме добычи. Как отметил замминистра, сейчас "малыши" испытывают с этим сложности.

По сведениям ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций России "АссоНефть", 146 небольших компаний по итогам 2002 г. произвели около 27 млн тонн сырья, или 7% от объема всей добытой нефти в России. Эти компании эксплуатируют 400 месторождений с суммарными запасами более 1 млрд тонн нефти, причем они выработаны всего на 10%. Но "мы не можем увеличить добычу, так как почти все заводы принадлежат крупным компаниям, которые не особо подпускают нас к нефтепереработке, говоря, что свободных мощностей нет", - сказала генеральный директор ассоциации Елена Корзун. Поэтому она считает инициативу МАП "принципиально важной для внутреннего рынка нефтепродуктов России".

"Внутренний рынок не регламентирован, крупные компании, обеспеченные собственными перерабатывающими мощностями, находятся на привилегированном положении", - говорит Е.Корзун. Она предлагает распространить на внутренний рынок, действующий применительно к экспортным поставкам нефти принцип равного доступа к трубе сообразно доле в добыче. Именно это и предлагает МАП.

Ведомство И.Южанова считает также необходимым пересмотреть новый порядок сбора "нефтяных" акцизов. Ведь с 1 января 2003 г. бремя их уплаты переложено с продавцов нефти и нефтепродуктов на всех участников цепочки реализации сырья и бензинов - на владельцев нефтехранилищ и автозаправочных комплексов. Эти правила "лишили независимые компании рынков сбыта и увеличили налоговую нагрузку до уровня, который лишает всякого смысла нашу хозяйственную деятельность", говорится в открытом письме на имя президента Владимира Путина, которое в марте направили "АссоНефть" и российский топливный союз. "Рынки нефти и нефтепродуктов в России находятся под сильным монополистическим влиянием. Государственные органы устранились от решения этих проблем. В результате нефтяная отрасль России находится на перепутье: либо она пойдет по пути развития реального рынка, либо скатится к неподвластной обществу олигополии из 2-3 интегрированных компаний", - говорится в этом послании.

Но МАП хочет опровергнуть упрек в "устранении". А.Голомолзин сказал, что ныне действующий порядок уплаты акцизов "создает проблемы для владельцев независимых АЗС". А поэтому требует пересмотра. Как считает Е.Корзун, "акцизная система направлена на выдавливание мелких предприятий с рынка, потому что акцизы не собираются на бензоколонке".

"