Posted 8 декабря 2009,, 08:31

Published 8 декабря 2009,, 08:31

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Реальная модернизация

8 декабря 2009, 08:31
Развитие высокотехнологичных производств становится необходимостью Независимая газета Александр Фролов Об авторе: Александр Сергеевич Фролов - аналитик Института национальной энергетики. Президент России Дмитрий Медведев в программной статье "Россия, вперед!" определил одними из главных направлений развития страны модернизацию экономики и отказ от сырьевой зависимости.

Развитие высокотехнологичных производств становится необходимостью

Александр Фролов

Об авторе: Александр Сергеевич Фролов - аналитик Института национальной энергетики.

Президент России Дмитрий Медведев в программной статье "Россия, вперед!" определил одними из главных направлений развития страны модернизацию экономики и отказ от сырьевой зависимости. В то же время современное положение в отечественной промышленности демонстрирует, что именно энергетические компании являются локомотивами модернизации.

Модернизация

Россия на нынешнем этапе развития не может отказаться от значительных денежных поступлений в бюджет, которые обеспечивает отечественная нефтегазовая промышленность. В то же время модернизация экономики, развитие высокотехнологичных производств – это насущная необходимость, без которой невозможно развитие нашей страны. Отечественные энергетические компании напрямую зависят от целого ряда отраслей промышленности. Неудивительно, что именно они вкладывают самые значительные средства в развитие отечественной экономики, являясь флагманами реальной модернизации.

К примеру, вложения ОАО "Газпром" помогли отечественной трубной промышленности перейти на выпуск современной продукции мирового качества, а российские судостроители осваивают выпуск метановозов и буровых платформ. Так, предприятие "Звездочка" впервые в России освоило полный цикл строительства самоподъемных буровых установок, а Выборгский судостроительный завод получил возможность реализовывать планы по глобальной модернизации производственных мощностей.

Таким образом, заказы, которые ранее размещались на зарубежных предприятиях, все чаще достаются российским заводам. В масштабах страны это означает вложение средств в отечественную экономику и, что не менее важно, рост занятости населения. Впрочем, учитывая специфику деятельности нефтегазовых компаний, можно сказать, что главным направлением для них является развитие переработки углеводородов, создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Таковыми, в частности, являются сжиженный природный газ и синтетическое жидкое топливо.

Своя технология

В феврале текущего года на острове Сахалин был запущен первый в России завод по производству сжиженного газа проектной мощностью 9,6 млн. тонн в год. Перед "Газпромом" стоят амбициозные планы довести производство СПГ до 80–90 млн. тонн к 2030 году, что составит в зависимости от темпов реализации проектов в других странах до 25% мирового рынка. Уже в 2010-м планируется начать поставки этого энергоносителя в Китай. При этом, как ни парадоксально, у нашего государства до сих пор нет собственной технологии производства СПГ. На сахалинском заводе внедрена разработка Французского института нефти (IFP) с применением двойного смешенного хладагента, использующая преимущества холодного северного климата. Главному институту "Газпрома" ВНИИГАЗу было поручено разработать отечественную технологию, позволяющую достичь минимальных эксплуатационных затрат.

Разработка ведется совместно с ОАО "Криогенмаш" и ОАО "Гелиймаш". За основу решено было взять технологию Liquefin, предложенную IFP, с которым у "Газпрома" подписано соглашение об обмене научными данными. В процессе Liquefin газ сжижается с помощью двух систем охлаждения (пластинчатые теплообменники), что повышает эффективность и уменьшает количество насосов и компрессоров. В настоящее время специалисты сравнивают эту технологию с рядом отечественных разработок и мировыми аналогами. Наиболее удачные решения будут собраны и должным образом обработаны. В начале следующего года планируется представить первые результаты, а к 2011–2012 годам построить опытно-промышленную установку мощностью 50–100 тыс. тонн.

СЖТ в "Газпроме"

Для корпорации направление синтетических жидких топлив связано в первую очередь с необходимостью диверсификации бизнеса. "Газпром" собирается развивать собственное производство синтетической нефти, моторных топлив и их компонентов. Иностранные компании неохотно продают России технологии. Они предпочитают обменивать оборудование (технологический процесс) на доступ к нашим ресурсам. Предлагаемые ими агрегаты для производства СЖТ – крупногабаритные, однако России требуются собственные производственные установки меньшего размера, поэтому перспективными разработками в области СЖТ занялся ВНИИГАЗ.

Для производства СЖТ может применяться не только уголь или природный газ, но и попутный нефтяной газ (ПНГ), значительная часть которого в России сейчас сжигается в факелах. Это дает большой простор не только для решения важной государственной задачи утилизации ПНГ и создания продукта глубокой переработки, но и для его транспортировки, так как полученные на установке СЖТ продукты можно поставлять по нефтяной трубе.

К концу лета 2009 года на Опытно-экспериментальном производстве института ВНИИГАЗ была создана стендовая установка для получения синтетических жидких топлив. Первый этап комплексного опробования ее технологического блока под нагрузкой успешно прошел 1–4 сентября. В рамках пусконаладочных работ начаты экспериментальные исследования по производству СЖТ с использованием отечественных катализаторов, которые, по оценкам специалистов, ничуть не уступают иностранным образцам. Впрочем, в ходе работ планируется провести эксперименты и с другими катализаторами. В 2009–2010 годах ВНИИГАЗ отработает конструкторские решения, и в итоге будет создан оптимальный вариант реактора. В дальнейшем проект каждой конкретной установки будет разрабатываться под нужды предприятия-заказчика. В перспективе Россия может выступать на мировом рынке как продавец современной технологии производства синтетического топлива.

Малотоннажный СПГ

Важный коммерческий продукт, производство которого освоил "Газпром", – малотоннажный СПГ – ориентирован на внутренний рынок. Здесь он составляет конкуренцию бензину, дизельному топливу, топочному мазуту. Малотоннажный СПГ отличается от "большого" собрата меньшей степенью пожароопасности. Поэтому станции для его производства, станции заправки и регазификации могут располагаться в непосредственной близости от производственных и жилых помещений, а доставка малотоннажного СПГ к потребителю осуществляется автомобильным транспортом.

Определенным прорывом в вопросе продвижения СПГ в качестве моторного топлива явилось решение руководства "Газпрома", РЖД и администрации Свердловской области о переводе маневровых тепловозов Свердловской железной дороги на КПГ, а магистральных – на СПГ. В программе совместных работ было предусмотрено создание на газораспределительной станции (ГРС) № 4 (Екатеринбург) производства СПГ мощностью около 3 т/ч. Также в рамках этой программы создан опытный образец магистрального газотурбовоза ГТ-01 на сжиженном природном газе. Газовую турбину мощностью 8,3 МВт для экспериментального локомотива ГТ-01 разработал Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д.Кузнецова. В январе 2009 года газотурбовоз провел по кольцу в Щербинке состав из 159 вагонов общей протяженностью более 2 км. Вес поезда составил 15 тыс. тонн, это значит, что один газовый локомотив заменяет четыре обычных (дизельных или электрических). 22 июня ОАО "РЖД" получило свидетельство о национальном рекорде в области техники за создание первого и самого мощного в мире магистрального газотурбовоза.

Примечательно, что ГТ-01 значительно превзошел европейские экологические требования, которые вступят в силу только в 2012 году. Бортового запаса СПГ (17 т) ему хватает на 750 км, притом это расстояние он проходит примерно за 11 часов. По нормам тепловоз должен проводить в пути не менее 94–95% времени эксплуатации, а это означает, что на заправку отводится очень короткий срок. Соответственно сейчас перед специалистами стоит задача добиться стабильной заправки 50 куб. м СПГ за 20–40 минут. Всего на сжиженный газ планируется перевести 90 тепловозов Свердловской железной дороги, для чего потребуется создать производство, рассчитанное на 500 тыс. тонн газа в год (свыше 50 т/ч). Это составит около 10% от производства СПГ на сахалинском заводе. То есть речь идет о колоссальном развитии внутреннего рынка. Важно, что инфраструктура по обеспечению газотурбовозов газомоторным топливом, создаваемая "Газпромом", – коммерчески выгодный продукт. При стоимости газа 10–12 рублей за 1 куб. м срок окупаемости – шесть лет.

"