Posted 8 октября 2009,, 07:32

Published 8 октября 2009,, 07:32

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

ЛУКОЙЛ остановил Одесский НПЗ себе в убыток

8 октября 2009, 07:32
Финансовые Известия Ирина Кезик Одесский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий российской компании "ЛУКОЙЛ", стоит уже почти неделю. Как отмечают в компании, остановка предприятия — вынужденное решение, которое было принято в связи с действиями ОАО "Укртранснафта". 1 октября 2009 года украинская компания перестала прокачивать нефть по маршруту Лисичанск—Кременчуг-Одесский НПЗ.
Сюжет
ЛУКОЙЛ

Финансовые Известия

Ирина Кезик

Одесский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий российской компании "ЛУКОЙЛ", стоит уже почти неделю. Как отмечают в компании, остановка предприятия — вынужденное решение, которое было принято в связи с действиями ОАО "Укртранснафта". 1 октября 2009 года украинская компания перестала прокачивать нефть по маршруту Лисичанск—Кременчуг-Одесский НПЗ. На Украине же всю ответственность перекладывают на российские компании — "Транснефть" и "ЛУКОЙЛ".

Причина остановки работы Одесского НПЗ имеет длинную предысторию. "Татнефть", которая является акционером "Укртатнафты" (ей, в свою очередь, принадлежит Кременчугский НПЗ), и украинские соучредители СП конфликтуют уже много лет. Еще в 2007 году российская компания прекратила поставки нефти в Кременчуг, и завод был вынужден искать новых контрагентов. Тогда, два года назад, оппоненты "Татнефти" заявляли, что они нашли альтернативу татарскому сырью. Правда, представители "Укртатнафты" тщательно скрывали, кто согласился поставлять нефть на Кременчугский НПЗ.

Оба завода расположены по трассе нефтепровода Лисичанск—Кременчуг—Одесса, по нему сырье шло в направлении побережья Черного моря. Летом 2009 года украинская сторона договорилась о морских поставках нефти из Азербайджана, которые осуществляются танкерами в Одессу. Соответственно, "Укртранснафта" (государственная нефтетранспортная компания Украины, аналог российской "Транснефти") приняла решение о том, чтобы запустить трубопровод Лисичанск—Кременчуг—Одесса в реверсном режиме. Теперь сырье течет от моря в глубь континента, на Кременчугский НПЗ.

Сегодня на Украине заявляют, что "ЛУКОЙЛ" заблаговременно предупредили об этом. Более того, компании якобы предложили четыре альтернативных варианта поставок нефти на Одесский НПЗ. Согласно официальному заявлению "ЛУКОЙЛа", предложенные ОАО "Укртранснафта" другие маршруты поставок нефти, по расчетам специалистов компании, значительно удорожают стоимость сырья. Так, например, предложенный маршрут граница Белоруссии—Броды—Одесса увеличивает транспортные расходы на $5,7 за тонну. Кроме этого, ОАО "АК "Транснефть" не имеет технической возможности обеспечить поставки нефти на Одесский НПЗ по другим маршрутам в октябре текущего года.

Как заявил источник "Финансовых Известий" в компании, в официальной переписке "Укртранснафта" на самом деле предлагала только один, вышеуказанный маршрут. И теперь на Украине заявляют, что вся ответственность за остановку переработки нефти на Одесском НПЗ лежит исключительно на российских компаниях "Транснефть" и "ЛУКОЙЛ". В частности, такое заявление сделал председатель правления "Укртранснафты" Александр Лазорко. И, "обобщив ситуацию", г-н Лазорко заявил, что подлинная цель действий российских компаний, прикрываясь "проблемами" Одесского НПЗ, любой ценой заблокировать морские поставки каспийской нефти на Кременчугский НПЗ, таким образом, продолжая двухлетнюю "блокаду" предприятия.

По идее, "ЛУКОЙЛ" может возить нефть в Одессу еще и танкерами. Однако транспортные расходы при этом увеличиваются уже на $26 за тонну. По подсчетам экспертов, остановка предприятия будет приносить компании среднюю упущенную выручку в размере $3,82 млн ежедневно ($26,74 млн за неделю) при уровне цены нефти марки Urals в $67,9 за баррель и среднедневной переработке в 7,67 тыс. т. Такие выкладки приводит аналитик компании "Белее Капитал" Дмитрий Лютягин. "Уровень маржи переработки на НПЗ не известен, но если исходить из текущих уровней дохода на НПЗ, то он может достигать $750 тыс. в день. Если посмотреть на рост стоимости транспортировки (составляющем при росте затрат на транспортировку в $5,7 за тонну до $45 тыс. в сутки),' решение о приостановке переработки выглядит значительно более затратно, чем согласие на новый маршрут", — приводит свои расчеты эксперт.

Поэтому одной из причин, по которой "ЛУКОЙЛ " не соглашается на новый маршрут, эксперты называют все же техническую плоскость этого вопроса. "Для того чтобы нефть пошла по новому маршруту, "ЛУКОЙЛу" необходимо было контрактовать соответствующий объем через "Транснефть", чего, по всей видимости, сделано не было, так как графики составляются за определенное время. Поэтому сейчас "Транснефть" не имеет технической возможности обеспечить поставки нефти на Одесский НПЗ по другим маршрутам в октябре текущего года",—говорит Дмитрий Лютягин.

Впрочем, вряд ли простой завода будет долговременный. "И "ЛУКОЙЛ", и украинские власти заинтересованы в работе Одесского НПЗ. Остановка завода может привести к росту цен на бензин в регионе, который затем распространится и на всю Украину. Это крайне негативно отразится на экономике страны, которая и без этого переживает очень сложный период.

"ЛУКОЙЛ" в свою очередь значительно вложился в модернизацию Одесского НПЗ. И российская компания явно не заинтересована в простое завода", —-отмечает директор департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит-Деловые консультации" Александр Шток. Тем не менее, считает эксперт, "ЛУКОЙЛ" пошел на крайние меры, фактически выставив Киеву ультиматум, давая тем самым понять, что в стране работают не только местные, но и иностранные компании, от которых также зависит благополучие Украины.

"