Posted 8 сентября 2011,, 06:20

Published 8 сентября 2011,, 06:20

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Фас ограничит развитие сетей азс крупных компаний

8 сентября 2011, 06:20
РБК-Дейли Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вводит новые меры для защиты независимых операторов топливного рынка. Подготовленный ведомством законопроект запретит крупным нефтяным компаниям приобретать новые АЗС в тех регионах, где они контролируют более 35% рынка, и потребует выделить существующие сети заправочных станций в самостоятельные юридические лица.
Сюжет
ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вводит новые меры для защиты независимых операторов топливного рынка. Подготовленный ведомством законопроект запретит крупным нефтяным компаниям приобретать новые АЗС в тех регионах, где они контролируют более 35% рынка, и потребует выделить существующие сети заправочных станций в самостоятельные юридические лица. Эти меры помогут держать цены на бензин под контролем, считают в ведомстве.

ФАС внесла в правительство законопроект "Об обороте нефти и нефтепродуктов". Как рассказал РБК daily замглавы антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, в соответствии с документом нефтяным компаниям, чьи сети АЗС занимают более 35% региональных рынков, будет запрещено строить новые заправочные станции.

Идея ограничения развития АЗС крупных компаний уже давно выдвигается ведомством. Ранее ФАС планировала установить порог доминирования на уровне 50% регионального рынка, однако позднее было принято решение ужесточить требование и понизить планку до 35%. Доля товарного рынка может рассчитываться как в рамках субъектов, так и в рамках муниципальных границ или магистральных трасс. При этом, если компания уже занимает более 35% рынка, ее не будут заставлять сокращать свою долю, однако ФАС будет тщательно следить за ее деятельностью, для того чтобы предотвратить факты злоупотребления доминирующим положением, пояснили РБК daily в ведомстве.

Как выяснили в ФАС, доминирование в некоторых регионах помогает нефтяным компаниям завышать розничные цены на нефтепродукты. По словам Анатолия Голомолзина, в регионах, где доминирует одна компания, цены на 2—5% выше, чем в других регионах в сопоставимых экономических условиях, где более развита конкурентная среда. По данным ведомства, таких регионов в России сейчас больше половины.

Помимо порога доминирования, разработанный ФАС законопроект требует от крупных нефтяных компаний обособить в отдельное юридическое лицо свои сети АЗС. В этом случае автозаправочные сети этих компаний должны будут покупать топливо на тех же условиях, что и независимые операторы. "Сейчас крупные нефтекомпании продают топливо независимым АЗС по более высоким ценам, чем своим собственным сбытовым подразделениям, поэтому их розница, по сути, убыточна", — поясняет директор по развитию и маркетингу "Кортеса" Павел Строков. Если же сети АЗС крупных компаний будут выделены в отдельные юрлица, то они по умолчанию не смогут быть убыточными.

Что касается установления порога доминирования, то эта мера бессмысленна, считает исполнительный директор Российского топливного союза Георгий Сергиенко. "Ажиотаж вокруг приобретения новых АЗС был в 2000-х годах. Сейчас нефтяные компании, наоборот, стремятся передать свои АЗС в дилерское управление. Давление ФАС на цены делает бизнес убыточным", — поясняет г-н Сергиенко. Поэтому в текущих условиях компании и так не стремятся расширять свои сбытовые сети, заключает эксперт.

("РБК-ДЕЙЛИ", 08.09.2011, ЕКАТЕРИНА САФОНОВА)

"