Минэнерго подбирает ключ к скважине

Минэнерго подбирает ключ к скважине
Новость

8 сентября 2008, 10:23
В правительстве обсуждается возможность снижения налоговой нагрузки на нефтяников Газета Налоговая нагрузка на нефтяные компании с 2010 года может существенно снизиться. Минэнерго предлагает повысить необлагаемый минимум по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с $15 до $25 за баррель. Это позволит отрасли активнее развиваться и приведет к росту добычи нефти, считают в ведомстве.

В правительстве обсуждается возможность снижения налоговой нагрузки на нефтяников

Налоговая нагрузка на нефтяные компании с 2010 года может существенно снизиться. Минэнерго предлагает повысить необлагаемый минимум по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с $15 до $25 за баррель. Это позволит отрасли активнее развиваться и приведет к росту добычи нефти, считают в ведомстве. Оптимизм чиновников Минэнерго разделяют далеко не все.

Рост от Минэнерго

В 2006 году уровень нефтедобычи вырос на 2,2%, в 2007 году - 2,1%. Прогноз Минэнерго на 2008 год - 1%. Темпы снижаются из-за недостатка мощностей и труднодоступности нефтяных месторождений. Летом этого года в Налоговый кодекс были приняты поправки, повышающие необлагаемый минимум по НДПИ с $9 до $15 за баррель и вводящие налоговые каникулы для участков недр в Азовском и Каспийском морях, Ненецком автономном округе и полуострове Ямал. Эксперты, опрошенные "Газетой", отмечали, что такое повышение может лишь стабилизировать ситуацию, однако к росту добычи нефти не приведет. Минэнерго считает, что и после уже принятых мер налоговая нагрузка на отрасль останется высокой (76--79%), и предлагает с 2010 года увеличить необлагаемый минимум до $25. По подсчетам министерства, это снизит нагрузку до 50%, позволив компаниям экономить около 400 млрд рублей в год. Вводимое с января 2009 года повышение оставит в распоряжении компаний около 100 млрд рублей свободных средств. Кроме того, ведомство направило на согласование в Минфин предложение об освобождении от НДПИ добычу нефти на шельфе Черного и Охотского морей. Как заявил замглавы Минэнерго Станислав Светлицкий, эти инициативы озвучены "вдогонку к тому, что уже было сделано по остальному шельфу". Замминистра выразил уверенность, что предложения о налоговых каникулах для новых участков вступят в силу уже со следующего года.

Пауза от Минфина

У Минфина свой взгляд на налоговое будущее нефтяной отрасли. В бюджетной стратегии до 2023 года отмечено, что "необходимо постепенное изменение системы налогообложения добычи нефти, которое подразумевает изменение критериев предоставления налоговых каникул, либо применение территориального понижающего коэффициента к ставке НДПИ". Впрочем, послабления будут зависеть от объема поступающих в бюджет рентных доходов, которые обеспечивают стабильность бюджета и возможность не повышать налоговую нагрузку на другие отрасли. Пока перспективы нововведений туманны. Цена на нефть, от которой зависят поступления, в последнее время неуклонно падает: со $140 за баррель она опустилась до чуть более $100 за баррель. Падение нефтегазовых доходов приведет к снижению бюджетного профицита, отчислений в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а после 2015--2017 годов власти вынуждены будут начать расходовать средства этих фондов на выплату пенсий.

В концепции-2020, подготовленной Минэкономразвития, о налогообложении нефтяного сектора российской экономики сказано расплывчато. Отмечено лишь, что совершенствование системы необходимо для стимулирования разработки новых месторождений и для полного использования потенциала имеющихся. По словам советника министра экономического развития Сергея Белякова, простым повышением налогооблагаемого минимума вряд ли можно добиться модернизации отрасли и увеличения добычи нефти: необходимы системные методы, включающие и порядок изменения исчисления налога. "Повышать минимум можно до бесконечности, однако, без дополнительных мер, без совершенствования системы налогообложения, это приведет лишь к бюджетным потерям, а не к каким-либо качественным изменениям", - говорит Беляков.

Снижению НДС мешает НДПИ

Выпадающие из-за нефтяных послаблений доходы могут стать еще одним препятствием для снижения налоговой нагрузки на другие отрасли, в частности, для уменьшения ставки НДС. "Вместо того чтобы сделать из рентных доходов финансовую подушку безопасности, необходимую в условиях снижения налоговой нагрузки, Минэнерго дает не самой бедной отрасли дополнительные деньги. Для всех остальных отраслей это означает, что уровень налогообложения вряд ли будет снижен", - говорит председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. По его мнению, рассчитывать на снижение ставки НДС в 2010 году теперь практически не приходится. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, знакомый с предложениями Минэнерго, сообщил корреспонденту "Газеты", что решение о понижении налоговой нагрузки на нефтяную отрасль будет зависеть в том числе и от предложения по другим налогам, в частности, по ЕСН и НДС. "В ближайшее время мы будет встречаться с министром финансов Алексеем Кудриным для обсуждения вопросов налоговой политики. Пока сказать можно только то, что все решения о снижении или повышении нагрузки должны быть взаимоувязаны", - отметил Шохин.

Налоги на нефтяников снижают, НДС - нет. Есть ли перспективы у диверсификации российской экономики?

Борис Титов / председатель "Деловой России"

Если так будет идти и дальше, то нет. Ведь сегодня рентабельность добычи минеральных ресурсов составляет 28%, а в текстильной и легкой промышленности - чуть больше 4%, в сельском хозяйстве - и того ниже. Кому надо помогать? У нас только идут разговоры о помощи реальному производству, но на самом деле все делается для того, чтобы закрепить сырьевую ориентацию России.

Валентин Межевич / первый зампред комиссии Совета федерации по естественным монополиям

Перспективы у диверсификации нашей экономики, безусловно, есть. При этом одно другому не противоречит. Просто сейчас внимание приковано к нефтяной отрасли, и снижение налогов на нефтяников направлено в первую очередь на интенсификацию геологоразведки и восстановление запасов. А что касается налога на добавленную стоимость, то это достаточно сложный налог. То есть нужно разобраться, как и где его снижать. В частности, полагаю, что сопротивление Минфина по поводу снижения НДС вполне естественно. Но в конце концов какое-то решение будет выработано, будет определена оптимальная величина данного налога. И это будет сделано с учетом довольно серьезной экспортонаправленной ориентации нашей экономики. Вообще же, думаю, новые подходы к изменению налоговой нагрузки в связи с тем, что финансовое состояние государства все-таки улучшается, должны быть адресованы не только нефтяной отрасли, но прежде всего ориентированы на создание новых производств на такой территории, как Восточная Сибирь и Дальний Восток. Вот здесь, наверное, со временем придется предпринимать более серьезные шаги, чтобы стимулировать создание рабочих мест для решения демографических проблем и развития тех производств, которые необходимы, чтобы мы не возили через всю страну сырье для переработки, а перерабатывали все на месте, создавая максимальную добавленную стоимость.

Михаил Орлов / адвокат, руководитель комитета "ОПОРЫ России" по учету и налоговому администрированию

Не думаю, что одна или другая реформы хоть как-то связаны с задачей диверсификации. Потому что понимаю, что если снижается НДС, то опять те же самые нефтяники и выигрывают (у них вместе с газовщиками наиболее высокая добавленная стоимость - 70--75%). Так что одну меру, направленную на поддержку нефтяного бизнеса, сейчас просто заменяют другой. По всей видимости, так удобнее. В то же время для реальной диверсификации нужно не уменьшение налога на добавленную стоимость, а точечные изменения, касающиеся налогового стимулирования инвестиций, промышленного производства и наукоемких секторов экономики. Что я имею в виду? Это и льгота по капитальному вложению - каким-то образом нужно стимулировать техническое перевооружение (понятно, что амортизационная политика сегодня эту задачу не выполняет), и вопросы налогообложения фонда оплаты труда, чтобы вывести его из тени, и упрощение обоснования нулевой ставки, и так далее. А сейчас, когда мы слышим о том, что необходимо снижать НДС либо какие-то другие налоги, мы только опасаемся, так как понимаем, что если расходы бюджета при этом не сокращаются, то где-то, с другой стороны, государство может добрать свое. В результате гадаем на кофейной гуще, что окажется этой другой стороной.

("ГАЗЕТА", 08.09.2008, КСЕНИЯ БАТАНОВА, ОПРОС ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ)

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter