Posted 8 августа 2011,, 05:21

Published 8 августа 2011,, 05:21

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Россия пойдет по северному морскому пути

8 августа 2011, 05:21
РБК-Дейли Развитие транспортной системы в Арктическом регионе должно стать приоритетом развития. Это позволит развивать более безопасный и оптимальный с экономической точки зрения Северный морской путь. Однако для этого существуют препятствия как политического, так и экономического плана, считают аналитики.

Развитие транспортной системы в Арктическом регионе должно стать приоритетом развития. Это позволит развивать более безопасный и оптимальный с экономической точки зрения Северный морской путь. Однако для этого существуют препятствия как политического, так и экономического плана, считают аналитики.

Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев на выездном совещании в Ненецком автономном округе заявил о том, что России необходимо совершенствовать транспортную инфраструктуру в Арктике для обеспечения военной безопасности и возможности более эффективной транспортировки ресурсов, сообщило РИА Новости. По его словам, из-за недостаточной развитости комплексов транспортировки ресурсов из арктической зоны "снижается инвестиционная привлекательность этой главной ресурсной базы страны".

В рамках программы "Развитие транспортной системы России на 2010—2015 годы" планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт. Между тем большая часть речного транспортного флота в России морально и физически устарела, а свыше 70% плавсредств имеют срок службы более 20 лет и эксплуатируются на грани этого нормативного срока. На заседании г-н Патрушев отметил, что Совет безопасности России предложил правительству предоставить налоговые и инвестиционные льготы для развития транспортной инфраструктуры Арктики.

Северный морской путь играет ключевую роль в реализации госполитики России в Арктике. По оценкам экспертов, общий объем грузопотока по этой транспортной артерии в 2012 году может превысить 5 млн т, в перспективе грузооборот может быть увеличен более чем в 10 раз. На арктических шельфах сосредоточено до 80% потенциала России по добыче нефти и газа, на этот момент начата разработка только на сахалинском шельфе, а это всего 2,6% от всего объема шельфовых залежей.

Северный морской путь на данный момент — кратчайший маршрут между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Его длина составляет около 7,3 тыс. морских миль. Россия заинтересована в развитии этого торгового пути, потому как Арктика считается самым перспективным регионом с точки зрения разработки залежей углеродных ресурсов. На данный момент здесь уже запущено несколько перспективных проектов по разработке шельфовых месторождений. Одним из ключевых игроков является НОВАТЭК, реализующий "Ямал СПГ", запуск первой его очереди планируется в 2016 году. С выходом проекта на планируемую мощность компания намерена перевозить по Северному пути 15 млн т СПГ и до 1 млн т конденсата в год, отмечают в компании. Для сравнения: в СССР даже в лучшие годы грузовой поток углеводородов в регионе не превышал 7 млн т в год.

При этом существуют проблемы с использованием Северного морского пути, связанные с технической неготовностью российского флота к транспортировкам углеводородных ресурсов в условиях арктического климата. Прохождение судов любого обычного ледового класса возможно только при поддержке ледокольного флота, отметил в интервью РИА Новости первый зампредседателя правления — коммерческий директор НОВАТЭКа Михаил Попов. "Самостоятельное плавание судов в условиях ледовой обстановки возможно танкерами усиленного ледового класса (Arc7 и выше). В настоящее время танкеров подобного класса для перевозки нефти и нефтепродуктов не существует", — подчеркнул он.

Оптимальный путь развития нефтегазодобычи в Арктике — привлечение западных компаний с их технологиями для совместных проектов и перенимания у них необходимого опыта по примеру проектов "Ямал СПГ" (НОВАТЭК и Total) или "Сахалин-1" ("Роснефть", ExxonMobile, ONGC, SODECO), считает Виталий Крюков из ИФД "КапиталЪ". По его мнению, сейчас необходимо привлечение инвестиций в проекты освоения арктических месторождений на сумму, превышающую 10 млрд долл.

Арктическая зона стратегически важна как с политической, так и с экономической точки зрения, и сейчас ее освоение должно быть приоритетным, считает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. "Если мы не начнем активно осваивать Арктику, если будем откладывать до той поры, когда у нас все будет хорошо, то мы проиграем соревнование другим странам", — сказал он. Среди главных соперников России — США, Канада, Дания и Норвегия, уточнил ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

("РБК-ДЕЙЛИ", 08.08.2011, МАРГАРИТА БУЛАВКИНА)

"