Posted 8 августа 2011,, 05:18

Published 8 августа 2011,, 05:18

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Продление оборота Евро-2 может оказаться ненужной мерой

8 августа 2011, 05:18
РБК-Дейли Решение продлить оборот низкооктанового топлива для избежания дефицита на российском рынке участники рынка называют крайне запоздалой мерой. Его нужно было принимать еще весной, перед пиком потребления. Продажи бензина на уровне июньского объема почти в 2,9 млн т с лихвой удовлетворят спрос в предстоящий непиковый период.

Решение продлить оборот низкооктанового топлива для избежания дефицита на российском рынке участники рынка называют крайне запоздалой мерой. Его нужно было принимать еще весной, перед пиком потребления. Продажи бензина на уровне июньского объема почти в 2,9 млн т с лихвой удовлетворят спрос в предстоящий непиковый период. Осенью же будет наблюдаться переизбыток предложения.

Согласно данным Минэнерго, опубликованным агентством Reuters, в июне нефтяные компании продали на российском рынке 2,88 млн т бензина, а на экспорт отправили 318,4 тыс. т (см. таблицу). Самый большой объем на внутреннем рынке реализовал ЛУКОЙЛ — 616,8 тыс. т. Почти все крупные нефтяные компании отказались от продажи бензина за границу: "Башнефть", ТНК-BP, "Татнефть". "Роснефть" экспортировала больше всего — 112,1 тыс. т (21% от произведенного объема). Сокращение реализации за рубеж произошло после того, как в мае для решения проблем с дефицитом бензина государство установило заградительную экспортную пошлину на это топливо. Компаниям также разрешили продажу бензина Евро-2, отмененную с начала года.

С продлением действия техрегламента на российский рынок частично вернутся те объемы, которые уходили на экспорт. Предполагается, что это произойдет осенью. Однако к этому времени и спрос упадет. Так, в пиковые сезоны потребность в бензине составляет 3—3,1 млн т в месяц, в непиковые — 2,5—2,6 млн т. Для сравнения, по итогам прошлого года на внутреннем рынке было реализовано 32,3 млн т бензина, то есть в среднем 2,7 млн т в месяц, а, например, в декабре — те же 2,88 млн т (экспорт — 254 тыс. т).

Исходя из этих данных необходимость в продлении Евро-2 отпадет уже в ближайшее время, полагают ряд экспертов, даже если заградительную пошлину отменят. При том что ВИНК от увеличения экспортной пошлины не страдают, а некоторые компании (ТНК-BP и ЛУКОЙЛ) вообще бензин не экспортируют. "Бензина и так должно хватить. Возвращать Евро-2 на рынок нужно было весной, перед летним всплеском потребления", — говорит один из участников рынка. Кроме того, запасы нефтепродуктов на базе "Роснефтегаза", формированием которых сейчас занято правительство, предполагают пока только создание резерва дизтоплива.

Уход с рынка низкооктанового бензина отрицательно сказался на балансе спроса и предложения, поэтому было решено вернуться к нему, но главная причина кризиса — вмешательство в феврале чиновников в установление цен на топливном рынке, считает аналитик "Уралсиб-Кэпитал" Алексей Кокин. "Когда-нибудь нам придется окончательно отказаться от Евро-2. Если оттягивать решение этого вопроса, что неоднократно уже происходило, то всякий раз будем натыкаться на кризис. Государству нужно установить какой-то дедлайн", — говорит г-н Кокин. По его мнению, весь 2012 год придется жить с Евро-2, а значит, и с бензином сомнительно качества на заправках.

Дополнительные объемы бензина должны сдержать рост цены на него, которая постепенно увеличивается с начала лета. Эксперт БКС Андрей Полищук считает, что, если правительство вновь не возьмется вручную регулировать стоимость топлива на АЗС, цена на бензин не должна расти по крайне мере до конца года при стабильности стоимости нефти. При этом справедливая цена на нефть, по его оценке, 100 долл. за баррель.

("РБК-ДЕЙЛИ", 08.08.2011, ГАЛИНА СТАРИНСКАЯ)

"