Posted 8 мая 2003,, 11:46

Published 8 мая 2003,, 11:46

Modified 16 августа 2022,, 21:39

Updated 16 августа 2022,, 21:39

Скрытый потенциал маленькой трубы

8 мая 2003, 11:46
Строительство нового нефтепровода Жулино-Надвирня может внести новую струю в решение старых трубопроводных проблем Украины На днях "Укртранснафта" и "Нефтехимик Прикарпатья" подписали протокол о реализации проекта по строительству нефтепровода от магистрали "Дружба" до завода в Надвирне. Эта 100-километровая труба может коренным образом изменить ситуацию с загрузкой магистрали Одесса-Броды и осложнить России поставки по транзитному коридору "Дружба-Адрия".

Строительство нового нефтепровода Жулино-Надвирня может внести новую струю в решение старых трубопроводных проблем Украины

На днях "Укртранснафта" и "Нефтехимик Прикарпатья" подписали протокол о реализации проекта по строительству нефтепровода от магистрали "Дружба" до завода в Надвирне. Эта 100-километровая труба может коренным образом изменить ситуацию с загрузкой магистрали Одесса-Броды и осложнить России поставки по транзитному коридору "Дружба-Адрия".

На Украине снова строят нефтепровод. На этот раз маленький и крайне необходимый. 100-километровая труба от НПС Жулино до Надвирни призвана прежде всего изменить ситуацию с доставкой нефти на НПЗ "Нефтехимик Прикарпатья". По сей день сырье на него доставляется по железной дороге, что отрицательно сказывается в том числе и на инвестиционной привлекательности этого старенького завода (см. "Антикварный салон" от 25.03.2003 г.).

Загрузка "Нефтехимика", однако, - не единственный дивиденд, который, при удачном стечении обстоятельств Украина сможет получить от этой трубы. (Которая, кстати, обойдется государственной "Укртранснефти" в $36,4 млн (еще $6,6 млн в строительство нефтепровода и резервуарного парка вложит сам завод)). Примечательно, что пропускная способность новой трубы составит 6 млн твг, тогда как мощность "Нефтехимика" после реконструкции к 2004 г. планируется довести лишь до 3,3 млн твг. Именно столько нефти требуется для того, чтобы на грани рентабельности заработала магистраль Одесса-Броды. "Нефтехимик" давно рассматривается как один из главных клиентов до сих пор сухой магистрали на этапе, пока она дожидается "большой" каспийской нефти. Перспектива загрузки Одесса-Броды упирается лишь в необходимость сменить национальность сырья, поступающего на "Нефтехимик": сегодня более 60% перерабатываемой на заводе нефти поступает из России.

Но главное даже не в загрузке Одесса-Броды. Нефть не может попасть на завод, минуя отрезок нефтепровода "Дружба" (см. карту), который сейчас загружен практически полностью. В недалеком будущем по нему планируется прокачивать дополнительно лишь "целевые" 5 млн тонн, которые пойдут в хорватский порт Омишаль. Фактически на участке Броды-Жулино нефть, предназначенная для "Нефтехимика" будет конкурировать с нефтью нового экспортного маршрута "Дружба-Адрия". Не приходится сомневаться, что для нефти, поставляемой на НПЗ будет всегда гореть "зеленый свет". В то же время России придется урезать экспортные квоты своих компаний по этому направлению.

Чтобы разрулить эту ситуацию нужно расширять участок "Дружбы", который становится самым узким местом этого экспортного нефтепровода, строить лупинг или обводной трубопровод. По капиталовложениям - это несколько десятков миллионов долларов. Возникает естественный вопрос - кто будет финансировать строительство? Украина вряд ли пойдет на такие затраты - она свои проблемы решила. Логично предположить, что инвестировать расширение мощности будет предложено российским компаниям, которым, как воздух, нужны дополнительные экспортные мощности.

OilCapital.ru

"