Posted 8 апреля 2011,, 06:18

Published 8 апреля 2011,, 06:18

Modified 20 августа 2022,, 20:25

Updated 20 августа 2022,, 20:25

Горюче-смазочное давление

8 апреля 2011, 06:18
Москва уговаривает Душанбе передать ей в пользование аэродром "Айни" Независимая газета Виктория Панфилова Россия повысила экспортные пошлины на нефтепродукты для Таджикистана. Это повлекло за собой резкое удорожание продуктов питания и услуг, а также авто- и авиаперевозок. Повышение тарифов на ГСМ местные эксперты расценивают как давление Москвы на правительство Эмомали Рахмона, цель которого – разрешение на использование военного аэродрома "Айни".

Москва уговаривает Душанбе передать ей в пользование аэродром "Айни"

Виктория Панфилова

Россия повысила экспортные пошлины на нефтепродукты для Таджикистана. Это повлекло за собой резкое удорожание продуктов питания и услуг, а также авто- и авиаперевозок. Повышение тарифов на ГСМ местные эксперты расценивают как давление Москвы на правительство Эмомали Рахмона, цель которого – разрешение на использование военного аэродрома "Айни".

Впервые Россия ввела экспортные пошлины на ГСМ для стран, не являющихся членами Таможенного союза, в мае прошлого года. Первыми это почувствовали Киргизия и Таджикистан, с 1995 года до 1 мая 2010 года получавшие нефтепродукты из России по нулевой ставке экспортной пошлины. Первоначально этот налог на светлые нефтепродукты был установлен в размере 203,7 долл. за тонну, а сегодня он уже достиг 283 долл. Ставка пошлины на темные нефтепродукты составляет 198 долл. за тонну, а сырой нефти – 423,7 долл. за тонну.

В Таджикистане действия России вызвали понятное недовольство, ибо тут же резко взлетели цены на бензин и почти одновременно на все товары и услуги. Это стало очередным существенным ударом по населению. Местные эксперты усмотрели в действиях Москвы "политическое давление". По мнению руководителя фонда "ИНДЭМ" Саймуддина Дустова, Россия намерена усилить свои аргументы в том, что касается военного аэродрома "Айни", расположенного вблизи Душанбе, поскольку двусторонние переговоры, которые продолжаются уже несколько лет, желаемых результатов не дают. При этом Россия опасается, что ее обойдут другие партнеры Таджикистана – к "Айни" присматриваются Иран, Индия, США, а заверения министра иностранных дел Таджикистана Хамрохана Зарифи в том, что Душанбе ведет переговоры только с Россией, Москва всерьез уже не воспринимает.

Председатель Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров считает, что в вопросе с "Айни" российская сторона действует по непонятным стандартам последних лет: поначалу упускает инициативу, а потом пытается наверстать упущенное наскоком. По словам Зойирова, в результате такой тактики из более 200 российско-таджикских двусторонних договоров около 180 либо не действуют, либо частично утратили силу.

"Мне не хотелось бы верить в то, что Россия, повышая экспортные пошлины, оказывает на Таджикистан давление в вопросе продвижения идеи передачи авиабазы "Айни", но факты свидетельствуют именно об этом", – сказал "НГ" директор Центра стратегических исследований при президенте ТР Сухроб Шарипов. Дело в том, что министр энергетики РФ Сергей Шматко в ноябре прошлого года заверил официальный Душанбе, что повышение тарифов является вынужденной мерой и Россия может принять решение об их отмене уже в январе 2011 года – переговоры по этому вопросу, мол, уже ведутся. Однако пока получается наоборот.

В Антимонопольной службе при правительстве Таджикистана сообщили "НГ", что все необходимые документы Душанбе передал Москве, но решение вопроса затягивается. На таджикском рынке Россия сегодня является монополистом в поставках ГСМ, на ее долю приходится 90% этого рынка. Остальные 10% поступают из Туркмении и Казахстана. "Взвинчивание цен Россией скорее всего обернется тем, что Таджикистан найдет дополнительные источники поставок ГСМ из Казахстана, Туркмении, Ирана. Мы вынуждены принять контрмеры, чтобы сократить поставки ГСМ из России до 30%, остальные 70% распределить между поставщиками из других стран", – считает Шарипов. Однако в реализации этого сценария есть сложности. Соседний Узбекистан с марта 2011 года повысил тарифы на транспортировку всех видов железнодорожных грузов, следующих в Таджикистан через его территорию, в том числе и на нефтепродукты. Впрочем, Шарипов уверен, что выход найдется: "Ташкент уже научил нас и заставил находить альтернативные варианты доставки грузов для различных секторов экономики в обход Узбекистана. И с ГСМ тоже выкрутимся".

По мнению Шарипова, подобный метод давления был эффективным в прошлые годы, но сегодня к положительным результатам он уже не приведет. "Хотя надо согласиться, в случае с Киргизией эта методика себя оправдала. Отмена в марте нынешнего года пошлин на экспорт топлива в Киргизию, треть которого приходится на авиакеросин, позволит обеспечить российским поставщикам как киргизский рынок, так и авиабазы России и НАТО, расположенные недалеко от Бишкека", – сказал Шарипов. Что же касается Таджикистана, то, по мнению эксперта, вопрос о передаче "Айни" будет решаться на уровне наших военных и политического руководства страны, и вряд ли "горюче-смазочное давление" окажется эффективным в вопросе получения аэродрома на безвозмездной основе.

Вернуться к нулевой ставке импортной пошлины можно путем вступления в Таможенный союз. Тем более что Таджикистан заявил о намерении присоединиться к нему. Для Таджикистана вступление в ТС имеет свои плюсы, но только в долгосрочной перспективе, считает Шарипов. "Вступление Таджикистана напрямую зависит от вступления Киргизии. Поскольку Таджикистан находится в транспортном тупике и не имеет сопредельных границ со странами–участницами ТС, то сегодня вопрос о вступлении в союз на повестке дня не стоит. Россия, если она заинтересована в расширении организации, должна урегулировать этот вопрос", – сказал "НГ" Сухроб Шарипов.

"