Posted 8 апреля 2010,, 06:43

Published 8 апреля 2010,, 06:43

Modified 20 августа 2022,, 20:29

Updated 20 августа 2022,, 20:29

Тормоз для стандартов

8 апреля 2010, 06:43
Сергей Иванов раскритиковал нефтяников ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ Кирилл Мельников Вице-премьер Сергей Иванов вступился вчера за многострадальный отечественный автопром, упрекнув нефтяников в том, что они затягивают процесс перехода на европейские стандарты топлива, к которым производители автомобилей, по его словам, уже давно готовы.

Сергей Иванов раскритиковал нефтяников

Кирилл Мельников

Вице-премьер Сергей Иванов вступился вчера за многострадальный отечественный автопром, упрекнув нефтяников в том, что они затягивают процесс перехода на европейские стандарты топлива, к которым производители автомобилей, по его словам, уже давно готовы. "Два года назад Минпром согласился на то, что российский автопром, включая КамАЗ, будет делать двигатели евро-4. Соответствующее постановление правительства было выпущено, а после этого нефтяники начали такое: давайте еще годик подождем, давайте еще годик, мы не готовы..." -- сказал вчера вице-премьер.

Ранее планировалось, что производители топлива перейдут на евростандарты с 1 января нынешнего года. Этот процесс грозил нефтяным компаниям влететь в копеечку, поскольку все НПЗ в стране требовали существенной модернизации. НК удалось пролоббировать перенос срока ввода техрегламентов: стандарт евро-3 начнет действовать с 1 января 2011 года, а евро-4 -- с 1 января 2012-го.

Сейчас все машины, сходящие с конвейера "АвтоВАЗа", отвечают стандарту евро-3, а экспортные модели соответствуют более строгим требованиям евро-4 и евро-5. Таким образом, по словам г-на Иванова, автопроизводители сказали "а", но нефтяники никак не хотят говорить "б".

Впрочем, это не совсем так. Крупнейшие производители топлива -- ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и "Роснефть" -- уже освоили выпуск бензина, соответствующего евро-4. Посмотрев на суммы, в которые обошлись эти проекты, можно понять, почему нефтяники оттягивали их реализацию до последнего. Например, ТНК-BP, которая владеет несколькими крупными НПЗ в центральной части страны, планирует в ближайшее время направить на модернизацию производств около 200 млн долл., а в течение пяти лет -- 1,3 млрд долл. В модернизацию самого крупного перерабатывающего актива "Роснефти" -- Самарского НПЗ -- будет вложено примерно 800 млн долл. Инвестиции в НПЗ ЛУКОЙЛа в Нижнем Новгороде составят около 1 млрд долларов.

Другие производители топлива, еще не вышедшие на евростандарты, продолжают готовить свои НПЗ к новому техрегламенту. Так, "Сургутнефтегаз" планирует направить в этом году 700--800 млн долл. на проекты в нефтепереработке (компания владеет НПЗ в Киришах). Активно идет модернизация Омского НПЗ, принадлежащего "Газпром нефти". Чтобы топливо отвечало евростандартам, компания потратит 800 млн долл., а общие инвестиции в течение семи лет оцениваются в 3,4 млрд долл. "Газпром нефть" реализует инвестиционные проекты в соответствии со стратегией развития нефтепереработки, соблюдая сроки и требования технического регламента", -- заявили "Времени новостей" в пресс-службе компании. В "Башнефти" вчера рассказали, что уже сейчас половина производимого компанией топлива соответствует евро-4. "В 2011 году этот показатель должен составить уже 90%", -- отметил официальный представитель "Башнефти".

Тем не менее нефтяники внимательно следят за ситуацией на рынке. "Нет смысла производить какую-то продукцию, если ее не будут покупать. Выполняя требования нового регламента, мы не хотим слишком быстрой его реализации, если рынок окажется к этому не готов", -- заявлял в октябре прошлого года вице-президент ТНК-BP по переработке и торговле Дидье Бодранд.

По мнению экспертов, нефтяники должны успеть уложиться в срок, отпущенный правительством. "В большей или меньшей степени компании успеют модернизировать свои производства до 2012 года", -- рассказал "Времени новостей" аналитик ИА "Кортес" Михаил Турукалов. По его мнению, после ввода нового техрегламента автолюбителям стоит приготовиться к росту цен: "Инвестиции в НПЗ были серьезные, все они будут заложены и в стоимость топлива".

"